11 ноября 2024 года заведующая лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анастасия Белолуцкая выступила на международном салоне Центра прикладной диалектики. Тема ее лекции — «Двигатель творчества: как диалектические структуры могут помочь решить проблемы с „открытым стартом“».
В начале выступления Анастасия Кирилловна предложила слушателям обратиться к общепринятому определению творчества:
«Обычно его определяют как комбинирование, синтез или объединение идей для создания новых оригинальных решений. Но может ли такое определение устроить современных исследователей и практиков? Я вижу как минимум три проблемы этого определения».
По мнению спикера, во-первых, такое определение творчества подчеркивает комбинаторику, но не учитывает огромную часть творческого процесса, связанную с преодолением неопределенности и формулированием противоречия. Во-вторых, задачи, традиционно используемые для диагностики креативности, не отражают специфику ситуации, когда человеку действительно нужно новое решение. Наконец, это определение игнорирует важный аспект творческого процесса, который включает интеллектуальную работу с противоположностями.
Затем спикер перешла к обзору примеров из последнего глобального исследования творческих способностей учащихся (PISA-2023). Она проиллюстрировала риски опоры на парадигму креативности, которая сложилась почти 70 лет назад и должна быть переосмыслена, особенно в эпоху, когда искусственный интеллект бросает вызов человеческому мышлению.
«Мы провели небольшой эксперимент: просили искусственный интеллект выполнить задания, направленные на диагностику творческого мышления, которые использовались в последнем исследовании PISA. Например, написать несколько разных названий для иллюстрации или придумать юмористический комикс с диалогом между Солнцем и Землей. С задачами на комбинаторику искусственный интеллект всегда справляется лучше людей, получая максимальный балл. Из этого можно сделать вывод, что технологические достижения не оставляют человеку другого выбора, кроме переработки существующего определения творчества и разработки новой парадигмы, которая должна учитывать не только комбинаторику, но и более глубокие аспекты творческого процесса».
Затем, приведя множество примеров открытых задач из образовательной практики и рассмотрев стратегии их решений, Анастасия Белолуцкая предложила альтернативное определение творчества, базирующееся на методологии структурно-диалектического подхода.
Выступление было позитивно встречено исследователями и представителями различных коучинговых практик из 8 стран. Посмотреть видеозапись лекции Анастасии Белолуцкой можно по ссылке (рабочий язык — английский).
Фото: Freepik