Top.Mail.Ru
Колягина Виктория Геннадьевна

Колягина Виктория Геннадьевна

Должность: Ведущий научный сотрудник

Ученая степень и звание: Кандидат психологических наук, доцент


+7-499-134-94-68

ул. Панфёрова 8, корп. 2., кабинет 414

kolyaginavg@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• Специальная психология
• Базовые принципы организации и реализации профилактических программ
• Тифло-сурдопсихология
• Сурдопсихология и тифлопсихология
• Психокоррекция
Научно-преподавательский стаж
13 лет
Заслуги, награды
  • «Почетная грамота ГОУ ВПО МГОУ»;
  • «Почетная грамота за успешную научную работу как ученый»;
  • «Благодарственной грамотой за хорошую научную работу от ректора МГОУ Певцовой Е.А.;
  • Патент на компьютерную программу для профилактики нарушений письма и чтения «АЗ-БУМ. Страна букв»;
  • Благодарности от дошкольных и школьных образовательных учреждений за помощь в проведении просветительской и информационной работы с педагогами.
Уровень образования, квалификации
В 1993 году окончила медицинское училище №15, г. Москва. В 2002 году с отличием окончила отделение логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова (Москва), дефектологического факультета. В 2011 году защитила, диссертационную работу «Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития», в аспирантуре МГППУ (Москва), в рамках которой были сформулированы постулаты использования арт-терапии в психо-коррекционной работе со страхами детей с речевыми нарушениями. Проходила множество курсов повышения квалификации на тему: «Арт-терапия в работе с детьми» (МГППУ 2010, 2022, 2023, 2024 г).
Общий стаж
34 года
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• программа дополнительного профессионального образования в НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» по дополнительной профессиональной программе «Современная дефектология: социально-психологические и клинико-педагогические аспекты помощи детям и их семьям» (24 ч);
• программа дополнительного профессионального образования в АНО ВО «Университет Иннополис» «Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин». Иннополис. (144 ч);
• программа стажировки в университете им. Гумбольдта (Берлин, Германия) "Berufliche Bildung für Personen mit besonderen bildungsbedürfnissen-Erfahrung in Deutschland";
• программа дополнительного профессионального образования в ГОУ ВО Московской области МГОУ «Модернизация системы высшего образования» (72 ч);
• программа дополнительного профессионального образования в ФГБОУ ВО МПГУ «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог» (78 ч);
• программа профессиональной переподготовки Московский государственный университет имени М.А. Шолохова «Преподаватель высшей школы».
Основные публикации
  • Еремина А.А., Колягина В.Г. и соавторы Дефектологические основы социальных и профессиональных взаимоотношений. Учебно-методическое пособие / Издательство: Логомаг/ Москва, 2024.
  • Колягина В.Г. Изотерапия. Или о чем говорит РИСУНОК. От номы до патологии. Учебно-методическое пособие / Издательство: Прометей/ Москва, 2024.
  • Колягина В.Г. Музыкотерапия в специальном образовании. Учебно-методическое пособие. Издательство: Прометей/ Москва, 2019.
  • Вальдес Одриосола М.С., Колягина В.Г. Арт-терапия в системе психолого-педагогического сопровождения детей с нормальным и нарушенным развитием. Серия Специальная психология. Методическое пособие / Издательство: Прометей/ Москва, 2017.
  • Колягина В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Издательство: Прометей/ Москва, 2016.
  • Колягина В.Г. Психология страхов дошкольников. Монография / Издательство: Прометей/ Москва, 2016.
  • Колягина В.Г., Овчар О.Н. Формируем личность и речь дошкольников средствами арт-терапии. Программно-методические материалы /Издательство: «Гном и Д», 2005.
  1. КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ «АЗ-БУМ. СТРАНА БУКВ». Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2 023 668 345, 28.08.2023. Заявка № 2 023 662 097 от 16.05.2023.
  2. Колягина В. Г., Козлова М.С., Козлова И.А. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
    В сборнике: Педагогическое образование и современная наука: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов. Москва, 2024. С. 175−179.
  3. Golubović S.M., Šakotić N., Janićijević D.A., Ječmenica N.R., Dmitriev A.A., Kolyagina V.G. NARRATIVE COMPETENCE: A PRELIMINARY STUDY OF STORYTELLING IN PRESCHOOL CHILDREN. TEME. С. 001. Учредители: University of Nis ISSN: 0353−7919eISSN: 1820−7804.
  4. Колягина В. Г., Рябова В.А. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
    Школьный логопед. 2023. № 1 (85). С. 15−21.
  5. Колягина В.Г., Козлова М.С. ИГРА КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
    Коррекционная педагогика: теория и практика. 2023. № 1 (95). С. 56−61.
  6. Колягина В. Г. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ.
    Коррекционная педагогика: теория и практика. 2022. № 4 (94). С. 52−57.
  7. Колягина В. Г., Ермакова В.Р. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА. Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 1. С. 36. ВАК
  8. Колягина В. Г., Тютюгина С.Е., СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС).
    Приложение международного научного журнала «Вестник психофизиологии». 2021. № 4. С. 76−78.
  9. Колягина В. Г., Козлова М.С., Скороход О.В., Шевчугова О.С. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ШКОЛЕ
    В сборнике: Инновационные реабилитационные технологии в системе психолого-медикопедагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Сборник научных трудов. Москва, 2021. С. 47−51.
  10. Колягина В. Г. Исаева Е.С. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОНТОГЕНЕЗЕ. В сборнике: Инновационные реабилитационные технологии в системе психолого-медикопедагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Сборник научных трудов. Москва, 2021. С. 39−41.
  11. Колягина В. Г. МУЗЫКОТЕРАПИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ C ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ. Медработник дошкольного образовательного учреждения. 2017. № 8. С. 57−62.
  12. Колягина В. Г. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР.
    Медработник дошкольного образовательного учреждения. 2017. № 7. С. 86−97.
  13. Голубович С., Дмитриев А.А., Колягина В. Г., Шакотич Н., Танич М.В., Ечменица Н. ДИСЛЕКСИЯ, НАРУШЕНИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И СИНДРОМ СКОТОПИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ (ЧАСТЬ 2). Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021. № 3. С. 55−61.
  14. Голубович С., Дмитриев А.А., Колягина В. Г., Шакотич Н., Танич М.В., Ечменица Н. ДИСЛЕКСИЯ, НАРУШЕНИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И СИНДРОМ СКОТОПИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ (ЧАСТЬ 1). Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021. № 2. С. 27−36. ВАК
  15. Колягина В. Г., Рязанцева А.А., Чебрякова А.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ. В сборнике: Эффективные практики современной дефектологии: актуальное состояние и тенденции. Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 90-летию со дня образования МГОУ и 25-летию создания факультета специальной педагогики и психологии. Москва, 2021. С. 189−196.
  16. Колягина В.Г., Козлова М.С., Скороход О.В., Шевчугова О.С., ПРИВЛЕЧЕНИЕ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКУ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ. В сборнике: Эффективные практики современной дефектологии: актуальное состояние и тенденции. Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 90-летию со дня образования МГОУ и 25-летию создания факультета специальной педагогики и психологии. Москва, 2021. С. 100−104.
  17. Колягина В. Г. Исаева Е.С. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. В сборнике: Эффективные практики современной дефектологии: актуальное состояние и тенденции. Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 90-летию со дня образования МГОУ и 25-летию создания факультета специальной педагогики и психологии. Москва, 2021. С. 89−93.
О себе

Виктория Геннадьевна имеет базовое медицинское образование. В 2002 году с отличием окончила отделение логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова (Москва), факультета дефектологии. По материалам дипломной работы, была опубликована в 2005 г первая книга: «Арт-терапия для развития личности и речи». В 2011 году защитила, диссертационную работу «Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития», в аспирантуре МГППУ, в рамках которой были сформулированы постулаты использования арт-терапии в психокоррекционной работе со страхами детей с речевыми нарушениями.
Проходила множество курсов повышения квалификации на тему: «Арт-терапия в работе с детьми» (МГППУ 2010, 2022, 2023, 2024 г). В 2011 г стала работать старшим преподавателем на факультете дефектологии МГОПУ им. М.А. Шолохова. По опросам студентов 2012 года является лучшим преподавателем МГГУ им. М.А. Шолохова.

В 2014 г. Прошла переподготовку по специальности «преподаватель высшей школы» в университете МГГУ им. М.А. Шолохова.

В 2014 г. перешла на факультет дефектологии, кафедры специальной психологии и олигофренопедагогики МПГУ. В процессе работы разрабатывала новые курсы, специализируясь в специальной психологии, психологии лиц с особенностями в развитии, в узком направлении арт-терапии и арт-педагогики в специальном образовании.

В 2016 г. стала доцентом кафедры логопедии, факультета дефектологии МГОУ. В 2016 г заняла должность заместителя декана по научной работе факультета дефектологии МГОУ и перешла на кафедру специальной психологии и комплексной психолого-педагогической реабилитации.

Участвовала и выступала с докладами на различных научно-практических конференциях всероссийского и международного уровня. Была приглашена для выступления с докладами и дальнейшими публикациями в зарубежные конференции (Сербии (2019, 2020), Боснии и Герцеговины (2021, 2022), Албании (2023), Турции (2024)), вошла в состав научного комитета конференций, в качестве спикера представляющего Россию.

Участвовала в различных грантовых проектах: студенческом гранте «УМНИК», который завершился победой и патентом на компьютерную программу, а так же «Правительства Москвы», по теме: «Помощь многодетным семьям с детьми, будущим мамам, подросткам в кризисных и трудных жизненных ситуациях» и в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование».

В течении 28 лет проводилась практическая работа логопедом и психологом в дошкольных, школьных образовательных учреждениях и центрах. В работе психолога совершенствовались методы использования арт-терапии в работе с дошкольниками, школьниками, студентами. Были проведены семинары, тренинги и курсы повышения квалификации для студентов, практико-ориентированных специалистов, работающих в области специального образования (воспитателей, логопедов, учителей, дефектологов, психологов и др.), которые повышали свою компетенцию во владении арт-терапевтическими методами. Были разработаны программы ДО: Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ, Музыкотерапия в специальном образовании.

Виктория Геннадьевна автор более 70 научных публикаций в области специальной педагогики и психологии, в том числе статей в базе данных Web of Science, является действительным членом академии акмеологических наук, а также рецензентом журнала «Аутизм и нарушения развития».