Сегодня русалка, водяной, кикимора — это безобидные, часто добрые персонажи из мультфильмов и сказок. Однако так было не всегда. У древних славян эти существа считались посланниками потустороннего мира, опасными, часто злобными, которых нужно задабривать, а лучше обходить стороной.
Доцент департамента филологии МГПУ, профессор Ирина Якушевич рассказала «Газете.Ru» о разнообразии водяных духов в обычаях, обрядах, преданиях и суевериях русского народа.
Водяной
Водяной — наиболее устрашающий персонаж русского фольклора. Он не просто не помогал людям, но даже мог намеренно наслать на человека болезнь или утопить его.
«В некоторых районах голос водяного отождествляли с криком выпи. Эту птицу семейства цаплевых называют еще «бухалень», «бухало» — за ее страшный крик, от которого мороз по коже. Говорят, когда водяной кричит выпью, это он с лешим переговаривается. В Тульской области водяного изображали в обличье выпи: с зелеными ногами и длинным клювом», — рассказала Якушевич.
Профессор отметила, что в некоторых местах выпь называют водяным быком. Водяной появлялся в образе коровы, лошади или обросшего шерстью старца с рогами, коровьим брюхом и хвостом. Есть в фольклоре и водяные с именами. Например, Волос насылал на человека кожные болезни. А в Соль-Илецком районе Оренбургской области жил самый несчастный в России водяной — Камышанов.
Лопухоня
Женой водяного во многих легендах считают русалку. По мнению эксперта, Водяница была коварной и злобной. Чтобы ее задобрить, люди называли ее ласкательными именами. Например, Лапухоней — именем, созвучным с растением. Это могла быть и мать-и-мачеха, и калужница болотная с желтыми цветами, и репейник, и кувшинки, которыми водные девы украшали свои волосы. Вылезет такая Лопухоня из воды, поманит и утащит на дно.
Шишиги и кикиморы
А вот женой у лешего и домового была кикимора. В балто-славянских наречиях «кик» — это крючок. Кикимору как раз и представляли, как маленькую, скрюченную старушку. По словам Якушевич, если поймать кикимору и выстричь у нее на затылке крест, она превратится в человека, правда, в хромого, кривого и косоглазого.
По одной легенде, кикимора рождается от красной девицы и змея огненного. Проклята она уже с рождения. От этих проклятий детища змея попадают к злому колдуну, который учит их зелья варить и другому волшебству. У кикиморы голова с наперсток, а туловище — тоньше соломинки. Она умеет летать и кричать, как птица.
«В южных регионах кикимора выглядит, как красивая девушка с распущенными волосами. А в Белоруссии — как маленькая девочка. Связано это с темой происхождения кикиморы. Это существо — предок человека, который умер неправедной смертью, например, некрещеный ребенок», — рассказала Якушевич.
Говорят, на Святках кикимора «производит» детей — шушканов или шишиг, которые вылетают в трубу и живут на улице до Крещения. В.И. Даль считал, что шишига — это леший. А в словаре И. Срезневского шишига — это и есть кикимора. Кстати, шишигой также называли человека — шалопая или копушу. А еще шишигами называли воров, бродяг и бандитов. Возможно потому, что асоциальные личности имеют сходство с нечистой силой, угрожающей добрым людям.
Полный текст статьи доступен по ссылке.
Фото: МГПУ, Дружба