Стоит ли наказывать ребенка и как это делать, чтобы он понял границы дозволенного, а не боялся родителей? Об этом и не только рассказал доктор психологических наук, профессор МГПУ Борис Рыжов в эфире передачи «Родительский вопрос» радио «Комсомольская правда».
По мнению эксперта, наказание является «минусовым» показателем в шкале измерения поступка ребенка — некой системе, благодаря которой мы безошибочно понимаем последствия наших решений: либо это будет поощрение от окружающих и общества, либо осуждение, вплоть до самых репрессивных мер. Чем раньше эта шкала сформируется у ребенка, тем лучше:
Ученый уверен, что ребенку нужно как поощрение, так и наказание — то, что раньше называлось кнутом и пряником. Важно, чтобы это было вовремя и очень индивидуально.Если у нас есть только плюс, а минуса нет, то у нас нет измерительного инструмента. А ребенок, он ведь маленький исследователь, он начинает смотреть: вот это можно, а если дальше пройти, а еще дальше? И он будет доходить до того момента, когда-либо вы не примените систему наказаний… Рано или поздно она будет применена, но лучше, чтобы это было рано, чтобы ребенок вошел в жизнь, подготовленный к жизни, а не потом жизнь его учила бы гораздо более болезненными способами.
Если в средние века формы наказания достигали какой-то невероятной жестокости, то сейчас этого нет. Современные методы наказания обычно состоят из ограничения свободы, лишения каких-то привычных дел, которые доставляют удовольствие. Подобная депривация может стать альтернативой традиционным наказаниям.Для одного просто чуть затуманенный и немного строгий взгляд матери — это уже сверхсильный раздражитель, а для другого нужно что-то значительно более действенное. Есть очень чувствительные, тонкие, совершенно мимозообразные такие натуры, а есть, к сожалению, дети-психопаты. Кроме того, дети в разном возрасте нуждаются совершенно в разных воздействиях.
В период, когда ребенок нащупывает границы дозволенного и сопротивляется наказанию, родители должны проявить большое терпение и довести дело до конца:Наверное, все-таки большинство детей в совсем таком маленьком возрасте нуждаются в каких-то таких ясных отрицательных стимулах. В отрицательных стимулах нуждаются все до 100-летнего возраста. Просто нужно их подбирать, и подбирать, с одной стороны, сообразно той исторической реальности, в которой мы живем, и которая регламентируется и законами (и законами писаными, и законами неписаными), и, конечно, индивидуальностью. И предложить какие-то единые универсальные формы здесь — ну, это просто невозможно.
О том, нужно ли поощрять и наказывать ребенка деньгами, читайте в полном выпуске интервью по ссылке.Если потом рассмеяться, то это никакого толку не будет иметь, и даже больше того, это будет иметь отрицательное воздействие для воспитания. Ведь самое страшное, что может быть, это безнаказанность. Мы говорим о наказании, а самое страшное — безнаказанность.
Фото: freepik