Top.Mail.Ru

К 200-летию со дня открытия Государственного академического Малого театра России

Малый театр!.. Это русская Academie des Sciences! Это коллегия бессмертных!

А. В. Амфитеатров

В октябре исполнится 200 лет со дня открытия исторического здания и Исторической сцены Государственного академического Малого театра России. Этот театр является одним из старейших в стране центром русской драматургии и театрального искусства.

Первая треть XIX века Малого академического театра, открытого в Москве в 1824 году, стала эпохой знаменитых актёров Павла Мочалова и Михаила Щепкина. Неизгладимое впечатление на современников произвели спектакли «Горе от ума» и «Гамлет», поставленные в 1831 и 1837 годах. Следующий период существования театра справедливо считается эпохой А. Н. Островского.

Позднее сложился прекрасный актёрский ансамбль: Мария Ермолова, Михаил Садовский, Александр Южин, Александр Ленский. Каждый актёр создал незабываемые образы героев русской и европейской классической драматургии.

Театр XX века был богат на режиссёрские и актёрские находки. На его сцене зрители увидели постановки почти всех произведений русской классики: пьесы А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова. Такие актёры, как Варвара Масалитинова, Александр Остужев, Мария Блюменталь-Тамарина, Вера Пашенная, Михаил Царёв, Елена Гоголева, Михаил Жаров, до сих пор остаются символами высокого уровня актёрского мастерства и творческой самоотдачи.

Когда появилась сцена у труппы Императорского Московского театра? Почему его именовали «Домом Островского»? Какие произведения русских классиков были поставлены на сцене Малого театра при их жизни? Как Великая Отечественная война повлияла на жизнь театра? В чём уникальность Малого театра? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 200-летию со дня открытия Государственного академического Малого театра России.

Возникновение театра

По указу императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году был создан театр в Санкт-Петербурге. Из видеоурока «В афинском театре» учащиеся узнают, как зарождалось театральное искусство. При Московском университете открыли театр, актёрами стали студенты учреждения. В 1759 году в Москве возник русский публичный театр, отданный в ведение Московского университета. Им руководил директор учебного заведения, поэт и драматург М. М. Херасков. Театр просуществовал недолго, однако на его основе позднее была сформирована первая постоянная труппа в Москве. Видео «История Государственного академического Малого театра России» познакомит со всеми историческими названиями Малого театра.

Несколько десятилетий московскую труппу, включающую в себя драматических актёров, певцов, танцовщиков и музыкантов, возглавляли частные предприниматели. Самым успешным антрепренёром был М. Е. Медокс, выстроивший в 1780 году новый большой театр, который получил название Петровского. Так называлась площадь, на которой он находился.

С 1806 года труппа Петровского театра перешла на казённый счёт, театр получил название Императорского Московского театра. Труппа давала свои спектакли и в доме Пашкова на Моховой, и в деревянном театре у Арбатских ворот, и в доме Апраксина на Знаменке, поскольку здание Петровского театра сгорело.

Открытие исторической сцены

В сезон 1824/25 годов, в октябре, состоялось первое представление в перестроенном архитектором О. И. Бове доме купца Варгина. Таким образом, драматическая часть Московской императорской труппы обрела свой постоянный дом — Малый театр, а оперные и музыкальные спектакли с января 1825 года начали представлять на новой сцене Большого Петровского театра.

При жизни А. С. Пушкина в репертуаре театра появились сценические версии 3 произведений поэта: «Руслан и Людмила» в 1825 году, «Бахчисарайский фонтан» в 1827 году, «Цыган» в 1832 году. С помощью интерактивного задания «А. С. Пушкин „Руслан и Людмила“» можно расположить события поэмы в хронологическом порядке, а одноимённое приложение напомнит имена героев произведения. Из зарубежной драматургии театр отдавал предпочтения произведениям У. Шекспира и Ф. Шиллера. Интерактив «Произведения Уильяма Шекспира» напомнит пьесы автора, а приложение «У. Шекспир „Ромео и Джульетта“» позволит соотнести цитаты из трагедии «Ромео и Джульетта» с персонажами, которые их произнесли. Сценарий урока «У. Шекспир „Гамлет“» расскажет об истоках известной трагедии, а тест «Трагедия У. Шекспира „Гамлет“» проверит, знакомы ли учащиеся с содержанием произведения. Наряду с серьёзными пьесами в Малом театре играли и «лёгкий» репертуар — мелодрамы и водевили.

Важным событием в жизни театра являлась постановка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». С помощью интерактивного задания «Герои комедии „Горе от ума“» можно соотнести героев пьесы с иллюстрациями, приложение «"Горе от ума» А. С. Грибоедов" позволит сопоставить цитаты и героев комедии. В 1830 году цензура разрешила к представлению лишь отдельные сцены из произведения, а через год театральная Москва впервые увидела все четыре акта пьесы. В постановке принимали участие 2 великих мастера сцены — Михаил Щепкин в роли Фамусова и Павел Мочалов в роли Чацкого. Из видеоурока «А. С. Грибоедов. „Горе от ума“» школьники узнают, почему Чацкого называют героем-резонёром, а материал «Фрагмент спектакля „Горе от ума“, поставленного в Малом театре» познакомит с отрывком из спектакля 1977 года. Также рекомендуем обратиться к радиоспектаклю 1945 года «А. С. Грибоедов „Горе от ума“ (радиоспектакль)», где главную роль исполнил Михаил Царёв.

Ещё один ключевой момент в творческой жизни Малого театра —постановки пьес Н. В. Гоголя. Сам писатель, надеясь на точное прочтение пьесы «Ревизор», написал М. С. Щепкину письмо, содержащее советы для спектакля. Тест «Тест по комедии Николая Васильевича Гоголя „Ревизор“» напомнит историю создания произведения. Также была создана инсценировка «Мёртвых душ», а позднее в репертуаре появились спектакли по пьесам «Женитьба» и «Игроки».

«…у нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского»

А. Н. Островский и Малый театр неотделимы друг от друга. Все 48 пьес драматурга были поставлены в Малом. Интерактив «Драматургическое новаторство А. Н. Островского» напомнит, какие конфликты раскрываются в пьесах автора, а одноимённое приложение да­ст во­змо­жнос­ть обу­ча­ю­щим­ся по­до­брать аргу­мен­ты к те­зи­су «А. Н. Остро­вский — о­тец рус­ской драматурги­и». Островский создавал пьесы специально для Малого театра и сам читал их актёрам. Об одной знаменитой читке расскажет видео «Оценка Н. В. Гоголем пьесы А. Н. Островского «Свои люди — сочтёмся»». К тому же Александр Николаевич проводил репетиции, определял трактовку, характер исполнения произведений. Сценарий темы «А. Н. Островский. Драма «Гроза»» позволит проанализировать афиши к постановкам, а видео «Фрагмент спектакля по пьесе «Гроза». Сцена прощания Катерины и Бориса» и «А. Н. Островский. Гроза» познакомят с отрывками из спектаклей. Многие работы Островский создавал для бенефисов по просьбе того или иного актёра Малого театра.

Ещё при жизни драматурга Малый именовали «Домом Островского». Из видео «Сюжет и герои пьесы А. Н. Островского „Свои люди — сочтёмся“» старшеклассники узнают, какую роль в любительском театре играл Островский, материал «Отзывы о пьесе А. Н. Островского „Свои люди — сочтёмся“» расскажет, как публика приняла комедию, а интерактивное задание «Тематика и проблематика пьесы А. Н. Островского „Свои люди — сочтёмся“» да­ст во­змо­жнос­ть оха­рак­те­ри­зо­вать «де­ло­вой» мир Замоскворечья. Памятник Александру Николаевичу Островскому установили у входа в театр в 1929 году. И сегодня основу репертуара составляют пьесы драматурга: «Бедность не порок», «В чужом пиру похмелье», «Волки и овцы», «Горячее сердце», «День на день не приходится», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда — хорошо, а счастье лучше».

«Зачем мы ходим в театр, зачем мы любим театр? Затем, что он освежает душу мощными и разнообразными впечатлениями и открывает нам новый, преображённый и дивный мир страстей и жизни»

На рубеже XIX и XX веков основу репертуара Малого театра также составляли произведения русской и зарубежной классики. В Малом театре по желанию П. И. Чайковского прошла премьера оперы «Евгений Онегин». Видео «П. И. Чайковский. Сцена из первой картины оперы „Евгений Онегин“» познакомит с экранизацией произведения, а тест «Опера „Евгений Онегин“» проверит, смогут ли школьники сопоставить музыкальный фрагмент с иллюстрацией.

В годы Великой Отечественной войны актёры театра принимали участие в работе фронтовых бригад, которые выступали в воинских частях и госпиталях. Видео «Концертные бригады на фронтах Великой Отечественной войны» расскажет, как переплелись художественные направления в годы войны. В 1943 году был создан Фронтовой филиал Малого театра. Артисты выступали в действующих частях армии. Более 2700 фронтовых спектаклей и концертов бригад Малого театра и его Фронтового филиала было дано в годы войны. На средства, собранные коллективом театра, в 1944 году построили для армии эскадрилью самолётов, получившую название «Малый театр — фронту». С октября 1944 года по май 1945 года эскадрилья громила немцев в небе над Восточной Пруссией.

Идут годы, меняются эпохи, приходят новые поколения, но труппа театра сохраняет преемственную связь. Актёры оберегают и творчески развивают лучшие реалистические традиции старейшего русского театра. Приложение «Искусство театра» позволит узнать, какие функции выполняет каждый из участников современного спектакля, а с помощью интерактива «Кино и театр» можно выбрать понятия, которые относятся к театру. Малый театр остаётся театром принципиально традиционным, репертуар которого строится прежде всего на русской и мировой классике.

«Театр для актёра — храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь — всё принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других, священнодействуй или убирайся вон».

М. С. Щепкин

Источник изображения



Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»

Профессор ИЦО принял участие в работе научной конференции «Учить умеем»


21 ноября 2024 г.


Профессор Института цифрового образования принял участие в работе научно-практической конференции «Учить умеем», прошедшей на базе РАО