Немного истории. В 2006 году на улицах Москвы впервые появились афиши, приглашающие на Фестиваль науки. Тогда мало кто представлял, о чем именно идет речь, ведь ничего подобного в нашей стране еще не было. На призыв приехать в Московский университет многие откликнулись скорее из любопытства. Но уже на следующий день потянулись сотни людей, впечатленные рассказами друзей и знакомых о фестивале. С той поры прошло не так уж много времени, но словосочетание «Фестиваль науки» прочно вошло в нашу жизнь.
Что было в 2024 году? А в этом году прошли грандиозные мероприятия по всей Москве. В том числе, 11 октября преподаватели нашего института Гравицкая Е. Г, Скира Е. В, Галкина В.А. приняли участие в акции Фестиваля «Ученые — в школы».
Проект «Ученые — в школы» призван сформировать канал коммуникации между научной средой и образовательными учреждениями города, популяризировать науку среди школьников, повысить привлекательность научной деятельности и сформировать образ успешного и перспективного ученого.
Отрадно заметить, что наши преподаватели были выбраны и приглашены в одни из самых хороших школ столицы.
Гравицкая Елена Геннадьевна выступила с интересной тематикой научно-популярной лекцией «Мир вверх ногами». Лектор объяснила, что на самом деле мы видим мир вверх ногами, не замечаем очевидного и ощущаем то, чего нет! Наш мозг обладает удивительным свойством отсекать ненужную информацию или усиливать значимую. В лекции с интерактивными сюжетами участники рассмотрели, как сенсорные системы искажают восприятие окружающего мира и как наш мозг справляется с этим.
Скира Елена Васильевна выступила с научно-популярной лекцией «Разные возможности — равные права». В течение встречи лектор объяснила, что все взрослые и дети разные. Однако несмотря на это мы можем лучше узнать окружающих нас людей и их особенности для того, чтобы понимать друг друга, общаться, учиться вместе и дружить. Инвалидность — одна из человеческих особенностей, и чем больше мы будем о ней знать, тем лучше мы сможем понимать людей, чьи возможности ограничены.
Галкина Вера Александровна на своей лекции раскрыла секреты инклюзивного образования в современном искусстве. На встрече ребята рассмотрели влияние средств искусства, в том числе и современного, на восприятие лиц с ОВЗ и инвалидностью в обществе. Вместе с этим все участники научно-популярной лекции попробовали составить идеальный сценарий фильма / сериала, который будет раскрывать проблему адаптации в обществе лиц с отклонениями.
12 октября 2024 года институт психологии и комплексной реабилитации Московского городского сам стал площадкой традиционного Фестиваля «Наука 0+». В этом году мы пригласили участников на ряд интересных научных мероприятий в форме научного стендапа, занимательного лектория, интерактивных мастер-классов.
В этом году впервые был проведен научный стендап «Инклюзия: расширяя границы возможного». Ведущими мероприятия были д.п.н., профессор, руководитель центра науки и инноваций института психологии и комплексной реабилитации Мануйлова Виктория Викторовна и к.п.н., доцент, ведущий специалист центра науки и инноваций института психологии и комплексной реабилитации Гусейнова Аща Айирмагомедовна. Формат мероприятия был выдержан в рамках научно-популярного стиля его проведения. Преподаватели, аспиранты и студенты поделились с аудиторией о своих научных инклюзивных идеях в формате стендап-выступления.
У каждого выступающего для общения со зрителями будет не более 7−10 минут, чтобы доступно, интересно, остроумно донести свою идею. После этого участники мероприятия задавали интересующие вопросы спикеру. В этот раз в роли стендаперов выступили к.п.н., старший преподаватель Хорошавина Екатерина Владимировна; старший преподаватель Звягинцева Анна Алексеевна; к.п.н., доцент, участник Сайн Слэм 2023 МГПУ Скира Елена Васильевна; старший преподаватель, участник Сайн Слэм 2023 МГПУ Миронова Ангелина Валерьевна; студентка 2 курса по программе «Логопедия и альтернативная коммуникация» Борисова Светлана Андреевна, а также аспирант института, участник Сайнс Слэм 2024 Порфирьев Иван Васильевич.
Также одним из мероприятий стало онлайн лекторий «Разоблачаем известных дислексиков». Ведущим мероприятия была к.п.н., доцент Киселева Наталья Юрьевна, которая поделилась, что такое дислексия развития и бывает ли это нарушение у взрослых. На встрече лектор обсудил специфику «русской» дислексии. И, конечно, было проведено настоящее разоблачение «известных дислексиков»: Ганса Христиана Андерсена, Уолта Диснея, Владимира Маяковского, Сергея Зверева (ВШЭ). А вы знали об этом?
Вместе с этим на базе нашего института проходили разно тематические мастер-классы.
Первый мастер-класс провела к.п.н., доцент Титова Оксана Владимировна с темой «Ребенок не говорит. Что делать?» Ведущий мероприятия раскрыл причины, которые вызывают задержку речевого развития у ребенка 3-х лет и старше. Вместе с участниками мастер-класса определи алгоритм действия родителей в этой ситуации, команду специалистов, которые помогут решить данную проблему, а также основные направления и содержание коррекционной работы.Второй мастер-класс провела к.п.н., доцент Полякова Надежда Петровна с темой «Постигаем необъятное пространство». Цель мероприятия -: дать представление об особенностях перемещения в пространстве слепых и слепоглухих людей. Мероприятие дало возможность каждому желающему не только сформировать представления о возможностях лиц с нарушениями зрения и слуха, но и раскрыть собственные скрытые возможности. Кстати, о которых мы зачастую забываем и не ценим в обычной жизни. Мероприятие состояло из трёх треков. В рамках первого трека целевая аудитория познакомилась с эволюцией способов ориентировки в пространстве слепых и слепоглухих людей через изобразительное искусство и СМИ. В ходе второго трека участники мероприятия ознакомились с наиболее популярным способ перемещения в пространстве, прошли с закрытыми глазами, используя белую трость, по заданному маршруту. В ходе третьего трека участники познакомились со способами ориентировки людей, которые не слышат и не видят, прошли заданный маршрут без опоры на собственные слух и зрение. Подобные мастер-классы с эффектом «полного погружения» не оставляют никого равнодушным к обсуждаемым проблематикам.
Завершающий мастер-класс провели старшие преподаватели Рыкова Елена Алексеевна и Миронова Ангелина Валерьевна на тему: «Развитие детей раннего и дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности». В ходе мероприятия ведущие продемонстрировали его участникам пример занятия изобразительной деятельностью педагога с детьми раннего и дошкольного возраста. На встрече будут были представлены методы, приемы и техники работы с различными материалами: пластилином, красками, листьями, ватными палочками, марлей и др. Каждый участник мастер-класса получил уникальную возможность самовыражения. Гости с помощью разных техник рисования создал свою уникальную картину. Некоторые из них были подарены ведущим на память.
В течение дня гостям и участникам Фестиваля можно было свободно перемещаться по интересующим мероприятиям, задавать свои вопросы, быть услышанными. Как здорово иметь возможность познакомиться с наукой в активной занимательной форме!