Top.Mail.Ru

Ко Всемирному дню зрения

Глаз — тот орган чувств, который приносит нам более всего удовлетворения, ибо позволяет постичь суть природы.

Аристотель

Каждый год Всемирный день зрения отмечают во второй четверг октября, в этом году праздник выпадает на 10 октября. Данное событие появилось в календаре, чтобы привлечь внимание общества к проблемам слепоты, нарушения зрения и реабилитации людей с нарушением зрения.

Во Всемирный день зрения в 2019 году были опубликованы выдержки из первого Всемирного доклада о проблемах зрения, в котором сообщалось, что более 2 миллиардов человек на Земле имеют проблемы в данной области. При этом более миллиарда не имеют возможности получить какую-либо помощь по такой проблеме.

В преддверии праздника мы предлагаем задуматься о значении зрения в жизни человека, о том, что необходимо предпринимать для сохранения способности хорошо видеть, потому как около 80% информации об окружающем мире люди получают именно благодаря зрению. По данным независимых источников, сегодня в России от различных заболеваний глаз страдают порядка 15,5 миллионов человек. Кроме того, почти каждый второй житель страны имеет те или иные нарушения зрения, а чаще всего первые проблемы со зрением появляются за школьной скамьёй. Важно уделять внимание созданию культуры заботы о здоровье глаз.

Что включает в себя орган зрения? Как мы видим? Какие бывают нарушения зрения? Что такое гигиена зрения? Какие упражнения помогут укрепить зрение? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Всемирному дню зрения.

Самый информативный орган чувств

Каждый орган в теле человека имеет определённое строение и выполняет свою функцию. Все органы здорового человека работают в организме слаженно и согласованно. Сценарий темы «Органы чувств и сенсорные системы» позволит установить соответствие между частями анализатора и их функциями, а с помощью приложения «Органы чувств» можно вспомнить названия органов чувств. Больше всего информации об окружающем мире мы получаем благодаря зрению: цвет и форма предметов, расстояние между объектами, новые знания из книг и фильмов, наблюдения за природой, животными и так далее. Видим мы не глазами, так же как слышим не ушами и чувствуем запахи не носом. Мозг работает как командный центр: получает информацию от органов чувств, а затем анализирует и обрабатывает её. Материал «Орган зрения» даст возможность указать верную последовательность прохождения сигналов по сенсорной зрительной системе. Глаза считывают информацию об окружающем мире и передают импульсы об увиденном в мозг по зрительным нервам. Когда нервный импульс попал в подкорковый центр зрительного анализатора, мозг начинает оценивать цвет картинки, её контрастность и другие характеристики. Вся эта информация отправляется в проекционную область зрительной коры. Данный отдел можно сравнить с кинозалом, поскольку здесь на «экран» выводится финальное изображение. Неудивительно, мозг тратит большую часть ресурсов именно на зрение. Интерактивы «Интерактивная модель. Глаз и фотоаппарат. Часть 1» и «Интерактивная модель. Глаз и фотоаппарат. Часть 2» помогут установить соответствие между струк­ту­ра­ми гла­за и фо­то­ап­па­ра­та.

Глаза являются важным органом, поэтому тщательно оберегаются организмом: брови защищают от пота, дождя или снега, ресницы и веки задерживают пыль, а слёзы позволяют им не пересыхать. Из сценария урока «Глаз и зрение. Зрительный анализатор» учащиеся узнают, какие функции выполняет защитный аппарат глаза. Наверняка вы слышали выражение «Глаза — зеркало души», однако наиболее точным будет сравнение глаз с оптическими приборами. Роговица — передняя часть глазного яблока, представляющая собой что-то вроде выпукло-вогнутой линзы, задача которой — преломлять лучи света. Она примыкает к склере — наружной оболочке глаза. Внутри неё находятся кровеносные сосуды и нервные окончания. К склере крепятся глазные мышцы, делающие глазное яблоко подвижным. Радужка, или радужная оболочка, располагается за передней камерой глаза. Она регулирует количество света, попадающего во внутренние структуры глазного яблока, отделяет друг от друга роговицу и хрусталик, способствует изменению размера зрачкового отверстия, участвует в формировании чёткой картинки. Видеоурок «Глаз и зрение» расскажет, что определяет радужная оболочка. Хрусталиком называют прозрачное эластичное тело, его функция — фокусировать лучи света на сетчатке. Стекловидное тело имеет вид прозрачного бесцветного вещества. Оно обеспечивает полноценное питание сетчатки и оптимальное положение хрусталика, а также поддерживает нормальное внутриглазное давление. Через зрачок проходят лучи света. Тонкая внутренняя оболочка глаза — сетчатка — содержит фоторецепторы, принимающие исходную информацию о картинке, а затем кодирующие её для передачи в мозг. По зрительному нерву передаётся зашифрованная сетчаткой информация в мозг. Материал «3D-модель „Строение сетчатки“» познакомит с особенностями сетчатки.

Зрение — это сложный и многоэтапный процесс. Глаза нуждаются в постоянном уходе, так как любые проблемы могут исказить получение информации и тем самым нарушить работу зрительной системы. Тест «Зрение. Строение и функции органа зрения» нап­ра­влен на закрепление знаний о структуре глаз и их функций.

«Пока видят глаза — не понимаешь, что такое зрение»

Нарушением зрения называют снижение способности видеть, ухудшение чёткости зрения по определённым причинам, которые могут быть врождёнными или приобретёнными. Вторые являются результатом травм, болезней, воздействия негативных внешних факторов, например, длительной работы за компьютером или недостатка освещения. С помощью интерактивных заданий «Как сохранить хорошее зрение?» и «Что вредно и что полезно для глаз?» можно определить, какое поведение опасно для зрения, а какое безопасно.

Зрительные нарушения бывают разных видов, каждое из них имеет свои особенности. Наиболее распространёнными являются близорукость (человек плохо видит вдаль, но хорошо видит вблизи), дальнозоркость (видно расположенные вдали объекты, а вблизи расположенные объекты видно плохо), астигматизм (изображение предметов получается размытым на любом расстоянии). Приложение «Глаз. Зрение» уточнит, какие используются линзы для коррекции близорукости и дальнозоркости. Также существуют и менее распространённые, такие как амблиопия, или «ленивый глаз» (один глаз развивается неправильно, поэтому не способен сфокусироваться так же хорошо, как другой), анизометропия (разница в остроте зрения). Тест «Нарушения зрения. Гигиена зрения» позволит определить нарушения зрения и их зависимость от возраста, а тест «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней» проверит, знают ли школьники, по какой причине появляется глаукома и катаракта.

Какие симптомы говорят нам о нарушении зрения? Размытость изображения, двоение в глазах, чувствительность к свету, затруднения при чтении, головокружение и головные боли, болевые ощущения, сухость глаз, появление «мушек» и «пятен» перед глазами (вы видите плавающие точки или пятна), усталость глаз, изменение восприятия цветов и другие. При возникновении даже незначительных симптомов следует обратиться к врачу. Регулярные проверки зрения помогут сохранить здоровье ваших глаз и избежать серьёзных проблем в будущем. Тест «Дефекты зрения» проверит, может ли учащийся определить дефекты по картинке.

Гигиена зрения

Гигиеной зрения называют мероприятия, направленные на сохранение и улучшение функций органов зрения. Сюда входят пассивные меры, позволяющие сохранить зрение на текущем уровне, и активные, цель которых — повысить остроту и качество зрения.

Сохраняющие меры для гигиены глаз включают в себя соблюдение режима труда и отдыха, режима освещённости на рабочих местах, местах для отдыха, сохранение осанки при работе с текстами и такой цифровой техникой, как компьютер, ТВ, телефон. Тест «Правила гигиены и техника безопасности при работе на компьютере» проверит, знают ли школьники, как сохранить зрение при работе с цифровой техникой.

Нагрузка на органы зрения должна чередоваться с периодами расслабления: при постоянном всматривании вдаль важно периодически фокусироваться на близко расположенных предметах, а при постоянной работе с близко расположенными объектами нужно эпизодически смотреть вдаль. Предлагаем познакомиться с видеоподборкой «Физкультминутка для глаз с дыхательной гимнастикой в положении сидя», «Физкультминутка для глаз с дыхательной гимнастикой в положении стоя» и «Физкультминутка для глаз с дыхательной гимнастикой в положении в положении сидя на коврике», которая поможет сохранить зрение.

Гигиена органов зрения также способствует укреплению органов зрения. Какие упражнения помогут укрепить зрение? Частое моргание с усилием, фокусировка через оконное стекло, вращение глазами в разные стороны. Примеры упражнений вы найдёте в видеоуроке «Гимнастика для глаз».

Всемирный день зрения — это отличная возможность задуматься о здоровье своих глаз и принять меры для его улучшения. Помните, что забота о зрении является важной частью общего здоровья.

«Прекрасное в человеке немыслимо без представления о гармоничном развитии организма и здоровье человека».

Н. Г. Чернышевский

Источник изображения



Лекция для будущих абитуриентов «Жизнь наложницы Древнего Китая»


08 октября 2024 г.


5 октября доцент кафедры китайского языка Кристина Дубровская прочитала лекцию на тему «Жизнь наложницы Древнего Китая»

Студентка МГПУ в финале конкурса «Проводники смыслов»


07 октября 2024 г.


Анастасия Сотникова вышла в финал конкурса гидов-экскурсоводов с проектом по развитию туризма в Ростовской области