Top.Mail.Ru

Эксперт МГПУ о сокращении времени обучения в школах

Нужно ли сокращать время обучения в школах и вузах и к чему может привести это решение? Обсуждение этих тем стало актуальным после соответствующего заявления помощника президента РФ Владимира Мединского — по его мнению, в будущем продолжительность образования в России должна быть сокращена. Это поможет подросткам раньше заняться профориентацией и стать конкурентоспособнее.

Своим мнением по этому вопросу с корреспондентом «РБК» поделилась заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анастасия Белолуцкая:

«Проблема сложная и точно не сводится к тому, во сколько лет уже пора идти работать. В цитате (Мединского — прим. ред.) все так звучит, как будто сокращение образовательного цикла — это общая тенденция: что-то мы долго учим, как будто в XIX веке. Однако в XIX веке школьное обучение имело разную продолжительность. И дворянскую элиту, цвет общества, в школах гимназического типа учили долго. А в школах попроще как раз 7−8 лет. Это признак социального расслоения, с которым боролась советская власть. Именно в СССР установили общую продолжительность обучения, которая неуклонно возрастала: сначала 9, потом, 10, потом 11, приближаясь, по мере того как страна восстанавливалась после войны, к гимназическому типу.

Относительно продолжительности высшего образования, то сейчас, ведь, запущена большая работа в шести крупных вузах, которые должны предложить альтернативу Болонской системе. Кажется целесообразным дождаться, что будет предложено специалистами, а потом делать какой-то следующий шаг».

По словам Анастасии Кирилловны, короткая продолжительность образования характерна, скорее, для стран с низким уровнем жизни:

«В других странах с развитой экономикой — ни западных, ни восточных — намерений сокращать продолжительность школьного обучения нет. Короткий образовательный цикл в современном мире — скорее, признак стран с малой продолжительностью жизни и низким ее уровнем. Если у нас будет как-то по-другому — хорошо, но стоит учесть, что в том же СССР, выигравшем, как известно, космическое соревнование с другими странами, от этого планомерно уходили».

Эксперт МГПУ отметила, что в России отлично развита система среднего профессионального образования, которая дает возможность молодым людям как можно раньше начать получать знания по выбранной специальности. «Необходимо сохранить возможность выбора», — подчеркнула Анастасия Белолуцкая. Она также предложила посмотреть на проблему конкурентоспособности молодых специалистов под другим углом:

«Наполнение имеющихся 11 лет стоит сделать более насыщенным практическими пробами. Например, линейка московских предпрофессиональных классов, при всех сложностях реализации, однозначно ход в эту сторону. В медицинские, инженерные, медиа классы поставлено огромное количество современного оборудования, которое предназначено именно для того, чтобы им пользовались старшеклассники. Было бы странно сейчас „дергать“ систему в противоположном направлении».

Фото: МГПУ


Персоны



Марина Овсянникова о применении генеративных нейросетей в школах и вузах


01 октября 2024 г.


Доцент кафедры английской филологии Марина Овсянникова рассказала Russia Today, почему не нужно бояться ИИ и как отличить сгенерированный текст от написанного человеком

В МГПУ прошел лекторий «10 лет с РНФ»


30 сентября 2024 г.


26 сентября в Московском городском ученые-грантополучатели рассказали о результатах восьми исследований, профинансированных Российским научным фондом