Top.Mail.Ru

Педагогическое образование нового времени

Как адаптируется система подготовки педагогических специалистов к современной реальности, рассказывает ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко в беседе с издателем EdExpert Денисом Кравченко.

Четыре инновации

— Президентский указ о национальных целях развития РФ на период до 2030 года вводит новшества в систему повышения квалификации педработников. Как педагогические вузы планируют справляться с новыми задачами?

— Согласно этому указу, не менее 10% педагогических работников должны получать ежегодное дополнительное профессиональное образование на базе ведущих вузов и научных организаций. Но сейчас по норме закона каждые три года нужно повышать квалификацию. Получается, что показатель и так должен быть 30%, то есть даже больше, чем в указе президента. Разница в том, что это должны быть особые программы на базе ведущих образовательных и научных организаций. То есть треть всех, кто проходит через систему повышения квалификации, должны проходить ее именно на базе ведущих организаций по каким-то специальным образовательным программам.

И здесь есть о чем задуматься. Что вообще нового, отличного от традиционных КПК появилось в системе повышения квалификации учителей в последние годы? Здесь есть несколько не всегда связанных друг с другом, но важных изменений.

Учителя не заменит искусственный интеллект, но учителя заменит другой учитель, который умеет пользоваться инструментами искусственного интеллекта

Первая новация — это входное тестирование, оно в первую очередь позволяет оценить, насколько учитель хорошо разбирается в учебном материале, который преподает, насколько развита его методическая культура, насколько сформирована рефлексия педагогических ситуаций.

На основании входного тестирования готовятся занятия, организованные в виде модулей, для конкретных учителей. В этом есть смысл, поскольку образовательная программа в этом случае ориентируется не на спонтанные задумки автора программы, а на реальные трудности учителей.

Второе — это повышение квалификации педагогических команд. Некоторые новые образовательные результаты могут быть достигнуты только в команде, если весь школьный коллектив разделяет задачи и над ними работает. Это, например, воспитательные или метапредметные результаты. Тогда уместно обучать именно команду педагогов. Отдельно отметим, что во время обучения на курсах повышения квалификации проявляется тенденция к кооперации: учителя естественным образом начинают содержательно друг с другом общаться, лучше понимать коллег, договариваться о совместных занятиях. Часто, например, проектируют смежные уроки по химии и физике, объединяют математику и информатику и т. п.

Третье, совсем новое для гуманитарной сферы явление, — тренажеры для общения на основе реальных жизненных ситуаций.

Наши специалисты моделируют некую реальную педагогическую ситуацию, записывают варианты развития переговоров с участием профессиональных актеров. Получается что-то вроде интерактивного квеста педагогического общения на разные темы, в том числе сложные: дети с особыми потребностями, мигранты и пр. Такой тренажер-симулятор, имитирующий ситуации человеческого общения, позволяет педагогам разобрать разные стратегии поведения, выбрать наиболее целесообразные в профессиональном общении. Например, ситуация: студент, спешащий на экзамен, приводит сестру в детский садик с симптомами простуды. Есть риск, что другие дети тоже заболеют. По санитарным нормам болеющего ребенка нельзя допустить в группу, но брат девочки спешит и не может взять ее с собой. Требуется найти выход. Тренажер имитирует разные переговорные ситуации, и решение находится. Или, например, подросток плохо себя ведет в школе, постоянно мешает вести уроки, родители его защищают. Как договориться, максимально учитывая интересы ребенка?

Есть подобные тренажеры для команд, построенные на материале управленческих кейсов в образовательной организации. При этом наибольший эффект приносит даже не столько прохождение тренажера, сколько рефлексия пройденного, обсуждение вариантов разрешения проблемных ситуаций.

И четвертая инновация в подготовке педагогов, которую мы сейчас апробируем, — это модельные учебные занятия, на которых часть студентов играет роль учеников, имитирует поведение школьников на уроках, а другая часть студентов проводит с ними занятия. В качестве «школьников» нередко выступают студенты колледжей, близкие к реальным школьникам по возрасту.

Раньше мы приглашали на такие занятия экспертов из школ, завучей, методистов. Это позволяло нашим студентам получить обратную связь, а приглашенным педагогам, в свою очередь, присмотреться к будущим специалистам и пригласить кого-то на работу. Сейчас мы используем также искусственный интеллект, который анализирует эмоциональный фон участников, оценивает сказанное, вовлеченность условных школьников, анализирует качество речи, количество говоривших и пр. Думаю, этот инструмент станет обязательным в системе повышения квалификации.

Таким образом, если иметь в виду все перечисленные новации, то, действительно, есть что перестраивать в массовой практике подготовки учителей.

— Как вы считаете, почему именно работа с педагогическими кадрами выделена в отдельную строку в этом указе?

— Думаю, что есть некоторый общественный консенсус относительно того, что система образования развивается не так интенсивно, как другие сферы социальной жизни. Очевидны, например, радикальные изменения в сфере здравоохранения или социальной сфере. Уж точно никто бы не захотел возвращения методов лечения 50-летней давности или паспортных столов и ЖЭКов вместо современных МФЦ. И школа вроде бы на этом фоне меняется не так сильно. Типичный школьный класс — каким он был в XIX веке, так примерно устроен и сейчас. Нельзя сказать, что есть совершенно ясное представление о том, как конкретно должна меняться система образования, но упомянутый указ президента — следствие того, что нужны перемены в этой сфере.

Человек и технология

— В прежние годы инновации в образовании в основном ассоциировались с идеей цифровизации или с достижением показателей международных систем оценки качества образования PISA и других. Сейчас ставка делается на подготовку кадров?

— Я думаю, что в сферу подготовки кадров интегрированы и упомянутая цифровизация, и функциональная грамотность. Это необходимость. И по-прежнему на международных конференциях большая часть докладов посвящена цифре, а половина из них так или иначе связана с искусственным интеллектом. Яркий пример — недавняя презентация GPT4o. Новые возможности этой нейросети производят впечатление: она может поддерживать живую беседу, легко переключаться на другие языки, владеет интонированием и освоила эмоциональный компонент. Она способна не просто дать готовое решение, скажем, линейного уравнения, а показать пошагово, как оно решается, тренировать учащихся. Для образования это означает, что в перспективе мы получим массу автоматизированных тренировочных инструментов и технологий.

Фактор привлекательности педобразования — это возможность освоить навыки работы с людьми, которые трудно получить где-то еще.

Читать интервью целиком на EdExpert



Альфа-Банк поддержал развитие эндаумента МГПУ


13 сентября 2024 г.


Начало учебного года отмечено значительным приращением Специализированного фонда целевого капитала Московского городского педагогического университета

Стартовал пятый сезон Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»


13 сентября 2024 г.


Пишите своими словами и поступайте в вуз мечты!