Каков методический потенциал антиутопии young adult? Об этом «МК в Ярославле» рассказала старший научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ Киктева Ксения.
Популярность произведений этого жанра объясняется не только увлекательными сюжетами, но и глубокой, местами неочевидной, психологической связью читателей с героями:
«Согласно данным возрастной психологии, не только подросток, превращаясь во взрослого, активно выстраивает свое Я и совершает путешествие к самому себе, но и взрослый в разные периоды своей жизни переживает схожее состояние».
В героях антиутопий подростки видят себя: храбрые юноши и девушки встречаются один на один со своими страхами и решают множество проблем. Взрослых в антиутопиях young adult привлекает схожесть с личностными кризисами.
Книги этого жанра не обделены образовательным потенциалом. Произведения предлагают авторский взгляд на многие серьезные проблемы современности: от подростковых переживаний и экологии до социального неравенства и угрозы глобальной войны:
«Например, в романе Лоис Лоури „В поисках синего“ (2000) поднимается проблема несоответствия человека принятым в обществе нормам. В „Голодных играх“ (2008−2010) показана смесь из Римской империи и высокотехнологичного общества, любящего реалити-шоу, что заставляет задуматься о современных тенденциях в индустрии развлечений».
Результаты исследования имеют важное практическое значение для педагогов. Например, тексты англоязычных антиутопий young adult можно использовать в качестве учебного материала в языковом образовании.
Полный текст статьи доступен по ссылке.
Фото: МГПУ.