Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» — один из флагманских проектов президентской платформы АНО «Россия — страна возможностей». Олимпиада на протяжении семи лет создает карьерные перспективы и возможности для студентов со всей России, формирует сообщество талантливых ребят с инновационными идеями и проектами. Это масштабная площадка для проверки знаний и прикладных навыков студентов. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
В 2024 году 564 перспективных специалиста со всей страны стали медалистами Всероссийской олимпиады «Я — профессионал». Золотую медаль по направлению «Педагогическое образование (основное)» получила Дарья Ильина, студентка института гуманитарных наук МГПУ. Она набрала 199 конкурсных баллов из 200 максимально возможных.
Мы поговорили с Дарьей о том, что мотивирует ее на высокие достижения.
— Расскажите, когда Вы поняли, что хотели бы работать с детьми?
— Можно сказать, что моя будущая профессия была определена еще до рождения. Я уже пятое поколение педагогов в своей семье. Все детство провела в школе, дома с восхищением смотрела на конспекты и тетради своей бабушки — учителя математики, поэтому никогда не сомневалась в том, что буду учителем. Во время обучения в школе я всегда пользовалась возможностью вести уроки на днях самоуправления, помогать одноклассникам, объясняла материал. С годами интерес к профессии учителя только рос, именно так я оказалась в стенах Московского городского педагогического университета.
— Как Вы думаете, какими качествами должен обладать педагог? И можно ли самостоятельно развить эти качества?
— По моему мнению, педагог должен обладать креативностью, гибкостью и стремлением к собственному развитию. Без этих качеств учителю, как и любому профессионалу в своей области, будь то инженерия или программирование, будет сложно получать удовольствие от своей работы и быть продуктивным. Эти качества, безусловно, можно развивать самостоятельно. Сейчас есть множество литературы, подкастов и интервью, которые помогают «прокачать» себя. Однако всегда быстрее и эффективнее развиваться в компании единомышленников и наставников. Они направят, поделятся собственным опытом. Тем более сейчас существует множество возможностей найти свою команду для поддержки и роста. Например, в Институте гуманитарных наук есть школа профессионального роста, которая объединяет инициативных ребят и преподавателей, готовых помогать им развиваться, готовиться к различным профессиональным конкурсам.
— На методики каких педагогов Вы ориентируетесь в своей профессиональной деятельности?
— На самом деле выделить конкретных педагогов очень сложно, потому что в процессе обучения я изучала множество методик и старалась брать что-то из каждой. Однако могу отметить методику развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, методику преподавания литературы с нравственно-эстетической точки зрения педагога-словесника, моего однофамильца, Е.Н. Ильина.
— Как Вы впервые узнали об олимпиаде «Я — профессионал» и почему решили поучаствовать?
— Преподаватели регулярно говорили про этот конкурс, так что узнала про него на 1 или 2 курсе, но тогда считала, что участвовать мне еще рано, ведь я только начала свое обучение. На третьем курсе уже решила попробовать себя в «Я — профессионал» и даже не могла представить, что пройду в финал и получу статус призера. На 4 курсе я относилась к олимпиаде уже значительно серьезнее, мне хотелось превзойти прошлый результат. Так я стала победителем, а на 5 курсе — золотым медалистом.
— Есть ли у Вас алгоритм подготовки к олимпиаде «Я — профессионал», помогающий достигать поставленных целей?
— Никакого алгоритма подготовки нет, задания часто меняются, очень многое зависит не от теоретических знаний в педагогике, а именно от того, насколько развиты «мягкие» навыки. Однако я могу дать один главный совет — никогда не отказывайтесь от помощи. Если педагоги предлагают свою помощь, друзья или одногруппники предлагают стать учениками, чтобы вы провели урок или выполнили какое-либо другое задание в роли учителя, никогда не нужно отказываться. Я рада, что оказалась в среде единомышленников, в которой я получила ценные советы и поддержку на всех этапах конкурса. Считаю именно это залогом своего успеха. Без помощи и поддержки преподавателей своего вуза: Анастасии Половниковой, Наталии Звонаревой, Виктории Сидоровой — я думаю, что не стала бы золотым медалистом.
— Как Вы считаете, что самое сложное в профессии педагога? А что, наоборот, мотивирует идти вперёд и совершенствоваться как профессионалу?
— Самое сложное в профессии педагога, как мне кажется, — сохранять баланс. Баланс между работой и личной жизнью, школой и собой. Требования к педагогу только повышаются, поэтому помимо своего профессионального развития важно помнить о себе, уметь отдыхать и восстанавливать ресурс, иметь хобби, чтобы избежать выгорания. Совершенствоваться меня мотивируют окружающие меня педагоги, которых я считаю настоящими профессионалами: А.М. Перецкая, моя бабушка, и преподаватели моего института: Анастасия Половникова, Наталия Звонарева, Виктория Сидорова.
Благодаря совместной работе организаторов Всероссийской олимпиады «Я — профессионал», МГПУ и вузов-соорганизаторов создаются возможности для раскрытия потенциала талантливых студентов, повышается их квалификация и конкурентоспособность на рынке труда, создается педагогическое комьюнити молодых талантливых педагогов.
Фото: Ассоциация олимпиады «Я — профессионал»