Top.Mail.Ru

Нейронауки и социальная психология: чему учат в психолого-педагогических классах

На прошлой неделе мы писали о том, как устроено предпрофессиональное образование в столичных школах. Сегодня наш разговор посвящен самому молодому из направлений предпрофессиональной подготовки — психолого-педагогическим классам, открывшимся в школах Москвы в 2023 году. В них обучают будущих специалистов по образовательным технологиям — педагогов-психологов, логопедов, дефектологов. Школьники углубленно изучают биологию, обществознание и математику, проходят курсы по основам физиологии, социальной психологии, современных нейронаук.

Партнерами психолого-педагогических классов выступают образовательные учреждения Москвы, в том числе «ресурсные школы», в которых созданы особые условия для учеников с ограниченными возможностями здоровья. В них, а также в отделениях Городского психолого-педагогического центра Москвы, дети проходят предпрофессиональную практику.
На вопросы ответил Артур Мангасаров, куратор проекта «Психолого-педагогический класс в московской школе».

«По плану предпрофессиональная практика»

— Возможно ли схематично описать день школьника, который пришел учиться в психолого-педагогический класс?

— День ученика психолого-педагогического класса начинается так же, как и у всех школьников: он идет на уроки. Но далее он отправляется на спецкурс по физиологии, социальной психологии или нейронаукам. Затем у него по плану предпрофессиональная практика. Он едет наблюдать за работой специалистов в Городском психолого-педагогическом центре или одной из «ресурсных школ», изучать методики работы с детьми в Центре ДиНО (Центр современной методики дошкольного и начального общего образования — Прим. ред.) или осваивать программу «Ассистент-помощник» на базе Московского городского педагогического университета. Отдельные дни у ребят целиком посвящены проектной деятельности на базе вузов. И даже в каникулярные дни для них предусмотрены предпрофессиональные программы.

— Какие вузы уже являются партнерами психолого-педагогичских классов? Как вы считаете, нужно ли расширить данный список?

— На сегодняшний день в число вузов-партнеров столичных психолого-педагогических классов входят Московский городской педагогический университет, Московский педагогический государственный университет, Московский государственный психолого-педагогический университет, Российский государственный социальный университет и Российский новый университет. Среди вузов, которые готовят будущих учителей и специалистов школьных психолого-педагогических служб, эти — ведущие. Расширение этого списка в настоящий момент не требуется: всю необходимую поддержку проекта эти вузы осуществляют в полной мере. То есть знакомят ребят с академической средой, сопровождают проектно-исследовательскую работу, проводят мероприятия для школьников, участвуют в разработке учебных курсов.

— На базе педагогических вузов школьники осуществляют проектную деятельность. А как это происходит?

— Вначале дети проходят краткий теоретический курс по основам проектной и исследовательской деятельности, который проводят педагоги высших учебных заведений. Параллельно ребята знакомятся с направлениями работы университетов и «примеряют» их, соотносят со своими интересами. Определившись с тематикой проекта, ученики работают над ним под руководством преподавателей — индивидуально или в группах. Иногда дети приходят в вуз, уже имея какие-то наработки, и преподаватели помогают доводить проекты до ума.

Чаще всего результатом такой работы становятся разнообразные педагогические методики и образовательные технологии. Ребята придумывают форматы активных перемен, обучающие настольные игры, образовательные экскурсии, варианты использования виртуальной и дополненной реальности в обучении разным предметам, техники профориентации. Эти проекты они презентуют на научно-практической конференции «Наука для жизни». За победу или призовое место выпускники могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вузы.

— А что еще дает школьникам обучение в вузе?

— В новом учебном году программа предпрофессиональной практики дополнится новым модулем. На базе МГПУ школьники пройдут обучение по программе «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ОВЗ». Это альтернатива обучению в колледже, которое предусмотрено у других предпрофессиональных классов. Ребята узнают, как помогать людям, имеющим сенсорные, двигательные, интеллектуальные, коммуникативные нарушения, изучат техники коммуникации с ними, правила профессиональной этики.

«Профессиональный уклон»

— Скажите, пожалуйста, чем отличается учитель в психолого-педагогическом классе от учителя, который преподает те же предметы в обычном классе?

— Если мы говорим о профильных для будущей профессии предметах, то есть, биологии, обществознании, математике, то их нужно преподавать, во-первых, углубленно, во-вторых, подразумевая профессиональный уклон. Поэтому в психолого-педагогических классах преподают учителя высокого или экспертного уровня, подтвердить который можно, пройдя независимую диагностику в формате ЕГЭ в Московском центре качества образования. Либо это учителя, имеющие ученую степень или звание. Это гарантия того, что педагог действительно сможет обеспечить ученикам высокие академические результаты.

— В медицинском классе, например, тоже углубленно изучается биология, как и в психолого-педагогическом. Есть ли отличия в программах и в чем они заключаются? Аналогичная ситуация и с обществознанием.

— Теоретическая программа по биологии и в психолого-педагогическом классе такая же, как в медицинском. Это касается и других «углубленных» предметов. Обучение должно соответствовать федеральным образовательным программам, это установлено законом. Но у нас есть профессиональный психолого-педагогический уклон. Поэтому для этих предметов разрабатываются сборники практико-ориентированных задач, которые тематически связаны с будущими профессиями ребят. Здесь уже для медицинских и психолого-педагогических классов задачи могут быть разными.

Кроме того, у каждого «предпрофа» свой набор школьных спецкурсов, на которых дети получают практические навыки. И если «медики» на спецкурсах изучают анатомию и отрабатывают медицинские навыки, то у нас акцент на нейронауках, физиологии и социальной психологии. И это логично: спецкурсы связывают программы старшей школы и первых курсов вузов, а они у медиков и педагогов разные.

«Помогать в воспитании подрастающего поколения»

— Какими качествами обладает тот ребенок, который потом выберет психолого-педагогический класс?

— В первую очередь они должны хотеть работать с людьми, участвовать в их жизни. Это же функция педагога-психолога — помогать в воспитании подрастающего поколения. И нынешние 11-классники, проходя практику, говорили, что заинтересованы в работе с детьми. Они попробовали свои силы в работе с младшими классами и уже понимают, в каком направлении хотят дальше двигаться.

— Какая работа проводится с родителями, ребенок которых подходит для обучения в психолого-педагогическом классе?

— Школы, в которых открыты такие классы, обязательно рассказывают родителям потенциальных учеников, как устроено обучение, в чем его преимущества, какие перспективы есть у выпускников. Кроме того, мы приглашаем родителей на совместные мероприятия с обществом «Знание», где они могут заранее узнать о программе психолого-педагогических классов, о том, какие проекты существуют для учеников.

— Как вы думаете, будут ли ребята, которые отучились в психолого-педагогическом классе иметь преимущество на рынке труда перед теми ребятами, которые не прошли предпрофессиональное обучение в школе? Или прохождение дальнейших ступеней обучения нивелирует эту разницу?

— Конечно, между школой и будущей карьерой ребенку предстоит обучение в вузе. Но у выпускников психолого-педагогических классов будет преимущество — реальные навыки, освоенные на спецкурсах, на занятиях в университетах, на предпрофессиональной практике. Они же позволят быстрее «влиться» в тематику тех или иных предметов, которые будут изучаться в вузе по их профилю. Дальше мы планируем, что эти ребята придут работать в систему московского образования, которая нуждается в хороших специалистах — учителях-логопедах, педагогах-психологах и учителях-дефектологах.

Источник: ИА «Образование. Пресс»

Фото: ИРПО МГПУ


Персоны



Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»

В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ