Top.Mail.Ru

Как нужно учить «Основам безопасности и защиты Родины»

С нового учебного года в школах на смену предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» придет предмет «Основы безопасности и защиты Родины». В соответствии с новым наименованием изменится и название должности преподавателя этой дисциплины. По-другому будет называться и Всероссийская олимпиада по предмету.

О том, кто может преподавать «Основы безопасности и защиты Родины», как и чему теперь будут учить, «Российской газете» рассказал доцент Московского городского педагогического университета Олег Зверев.

Олег Михайлович, кто должен преподавать новый предмет?

Уверен, что это должны быть специалисты, которые будут заниматься только этим. Никаких «по совместительству». Нужно готовить конкретно к преподаванию этого предмета. Я каждый год делаю опрос среди первокурсников. Стабильно лишь 7−8 процентов отвечает, что предмет, который до недавних пор назывался «ОБЖ», вел в школе именно преподаватель ОБЖ. В основном это учителя по другим дисциплинам, какие-то приходящие специалисты, которые закрывали глаза на то, чем дети занимались на этих важных уроках. Чтобы вести уроки в школе необходимо пройти профессиональную переподготовку. Подчеркну: не повышение квалификации, а именно переподготовку. Мы в МГПУ такую переподготовку ведем.

Это короткий курс?

Как минимум 256 часов, и кроме педагогических вопросов обязательно должны быть проработаны психологические аспекты. Нельзя человека, имеющего опыт службы в «горячих точках» или работы в органах, просто так отправить работать с детьми. У всех школьников разные особенности, разные характеры. Педагогическая и психологическая подготовка здесь необходимы.

Учителей-предметников сегодня готовят в бакалавриате или специалитете. Для преподавателей «Основ безопасности и защиты Родины» достаточно профпереподготовки?

На мой взгляд, это должна быть либо магистратура, либо профпереподготовка. На уровне базового высшего образования в пока этот курс не вижу.

А какая должна быть первая профессия у преподавателя «Основ безопасности и защиты Родины»?

Как я уже говорил, это могут быть спасатели, пожарные, военные. Но главное — все же это должны быть люди, увлеченные своим делом. Надо гореть этим и жить этим и постоянно совершенствоваться.

Для уроков ОБиЗР одного учителя недостаточно. Что должно обязательно быть в школе и классе?

Материально-техническая база очень важна. Аптечки — безусловно: раздел тактической медицины большой, нужны и средства оказания первой помощи, жгуты, повязки. Должны быть средства пожарной безопасности, технические средства безопасности — детей нужно учить со всем этим работать на практике. Плюс средства индивидуальной защиты и спасения, например, фильтрующие самоспасатели.

Манекены для оказания первой помощи с идентификацией состояния — обязательно! На них отрабатываются важнейшие навыки, у школьника появится тактильное ощущение, исчезнет страх. Даже мы, взрослые, часто боимся прикоснуться к телу раненого человека, или просто к человеку, которому нужна помощь. Работа с манекеном помогает этот страх снять. Я всегда говорю: первая помощь только в теории или по видеороликам — не эффективна. Надо пробовать все своими руками. Конечно, нужны наглядные демонстрационные пособия, связанные с военной подготовкой: оружие для сборки и разборки, костюмы ОЗК и другие предметы. «На коленке» такие важные вещи изучать, конечно, невозможно.

Источник: Российская газета
Фото: МГПУ


Персоны



Что можно изменить в системе поступления в колледжи


17 июля 2024 г.


И.о. директора Института СПО им. К.Д. Ушинского МГПУ Сергей Еремин рассказал «РГ» о необходимой поддержке процесса развития системы профориентации в школах, чтобы там могли более точно направлять ребят, исходя из их предпочтений и желаний

МГПУ разработал первую в РФ магистерскую программу по защите учебных заведений


17 июля 2024 г.


В ходе обучения особое внимание будет уделяться программе антитеррора, профилактике экстремизма, действиям при пожаре, защите персональных данных в интернете