6 июня 2024 года в экоцентре «Воробьевы горы» прошел круглый стол, посвященный формированию экологической культуры. Его ведущими стали заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Елена Иванова и Екатерина Колесова, начальник экоцентра.
К обсуждению присоединились следующие эксперты:
- Наталья Медведева, заместитель директора ГПБУ «Государственный природоохранный центр»;
- Дмитрий Горский, начальник научно-методического отдела Управления экологического образования и просвещения ГПБУ «Государственный природоохранный центр»;
- Валерий Снакин, заведующий сектором Музея землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова, главный научный сотрудник Института фундаментальных проблем биологии;
- Дмитрий Ермаков, профессор кафедры психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»;
- Дмитрий Моргун, директор ГБОУ ДО МДЮЦ ЭКТ;
- Ирина Таранец, старший научный сотрудник Музея землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова;
- Оксана Тимофеева, учитель географии и экологии ГБОУ Школы № 1502;
- Сергей Спицкий, начальник отдела обеспечения межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности;
- Виталий Карагашкин, заместитель руководителя методического центра Департамента образовательной деятельности НИЦ «Курчатовский институт».
Эксперты отметили ценностные стратегии поведения при формировании экологических привычек, обозначили одну из проблемных областей — экономический аспект экологической культуры.
Так, Ирина Таранец и Оксана Тимофеева предложили в модели формирования экологических привычек выделить несколько уровней: элементарный (семья), базовый (школа), продвинутый (самосознание).
Валерий Снакин подчеркнул, что экологическое образование основано на экологическом знании, поэтому цель экологического образования — насытить человека знаниями об окружающей среде. Эксперт выделил зону рисков экологического образования — противоречивые гипотезы, одна из которых — изменение климата.
Дмитрий Ермаков отметил, что экологическое поведение — это не знание законов экологии, а умение и желание жить экологично, как жили наши бабушки — выключали свет, экономили воду, пользовались многоразовыми пакетами. Ведь экологическая культура — это способ жизнедеятельности.
Фото: Елена Иванова (МГПУ)«Процесс формирования экологической культуры неразрывно связан с пересмотром образовательных и просветительских практик, с созданием нового педагогического инструментария, направленного на разработку системы непрерывного экологического образования, просвещения и воспитания, основанной на принципах взаимодополнения и преемственности», — к такому выводу пришли участники круглого стола.