30 и 31 мая 2024 года сотрудники Лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ выступили на X Международном форуме по педагогическому образованию IFTE-2024 в Казани.
Анна Данилина совместно со Светланой Тришкиной и Ириной Бондаревой, коллегами из Благотворительного фонда «Вклад в будущее» и Нижегородского института развития образования, провела круглый стол «Обучение супервизии в образовании как условие профессионально-личностного развития педагогических работников».
На протяжении 5 лет более чем в 40 регионах страны Благотворительный фонд «Вклад в будущее» и Лаборатория продвигают идею супервизии как метода профессионального сопровождения, который сфокусирован на рефлексии педагога и заботе о его субъективном благополучии. Анна Андреевна, ведущий научный сотрудник лаборатории, — соавтор идеи и преподаватель мастерской супервизии для участников Программы по развитию личностного потенциала («Развивающая среда»).
Круглый стол собрал педагогов, психологов, членов профессиональных ассоциаций супервизоров, выпускников и участников нового набора мастерской супервизии. Обсудили, кто такой супервизор, для чего педагогу обучаться супервизорской работе и как это может повлиять на уровень его субъектности. Отметили важность подготовки профессионального стандарта супервизора.
Валерия Маркова, ведущий научный сотрудник лаборатории, представила доклад «Как педагогу научиться описывать и представлять свой опыт? Модель мастерской диссеминации опыта».Валерия Кирилловна рассказала еще об одном ресурсе для профессионального развития участников программы «Развивающая среда» — мастерской диссеминации опыта, которую ведет вместе с Людмилой Бычковой, Светланой Летуновской, Татьяной Ермаковой и Светланой Тришкиной. Главный принцип занятий — сотворчество. Вместе с ведущими педагоги создают полезные ресурсы (например, различные чек-листы и памятки, подборки приемов подготовки текстов и перечни критериев, позволяющих выбрать качественный журнал для публикации). Как показало исследование по итогам мастерской, ее участники ярко презентуют свои авторские разработки и успешно выступают на фестивале «Лучшие практики развития личностного потенциала».
Ирина Виноградова, доцент Дирекции образовательных программ и старший научный сотрудник лаборатории, выступила с докладом «Психологическое благополучие подростков в разных типах образовательных сред».
Ирина Анатольевна продемонстрировала результаты исследования, проведенного в школах. Выявлено, что дети, которые учатся в карьерной среде, особенно подвержены депрессии, стрессу и тревоге. В догматической среде ситуация более благоприятная, а в безмятежной, хоть дети и чувствуют себя свободнее, они пассивны и меньше удовлетворены жизнью. Творческая среда наиболее комфортна для школьников — в ней они оптимистичны, испытывают меньше стресса.
Участие в форуме также позволило сотрудникам института познакомиться с результатами исследований и практиками коллег, занимающихся вопросами профессионального развития педагогов и благополучия детей.
Фото: Валерия Маркова (МГПУ), Светлана Тришкина (БФ «Вклад в будущее»)