Ученые МГПУ доказали: дети, проявляющие инициативу в игре, более успешно справляются с творческими задачами — такими, в которых необходимо решить противоречивую ситуацию или предложить новую идею.
Статья с результатами исследования опубликована в новом номере журнала «Психологическая наука и образование»:
- Цель исследования: изучить взаимосвязь детской игры и творческого мышления дошкольников.
- Кто проводил: сотрудники Лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования и Института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского
- Характеристика выборки: 57 дошкольников (6−6,5 лет) из 2 образовательных организаций г. Москвы. Для исследования отобраны 2 группы с разным уровнем качества образовательной среды.
- Применяемые методы: наблюдение за игрой и анализ видеозаписей игры. Для диагностики творческого (диалектического) мышления использовались методики «Что может быть одновременно», «Сказочные истории», а также методика «Три истории».
Авторы исследования — Ольга Шиян, Анна Якшина и Юлия Оськина —предположили, что игра может помочь развить творческое мышление, потому что она позволяет ребенку не только решать уже поставленные задачи, но и самому придумывать новые. Просматривая видеозаписи с игрой детей, они выявили два типа инициативы в игре:
- сохраняющую ход игры (выражается в предложении игровой идеи, которая помогает продолжить игру, не меняя ее);
- изменяющую ход игры (предполагает одновременно и продолжение, и изменение игры: игра та же самая, но появляются новые предложения, повороты сюжета, расширяются возможности для преобразования переживаний в игре).
Авторы выдвинули гипотезу о том, что именно второй тип инициативы в игре связан с уровнем развития творческого мышления дошкольников. И они оказались правы:
«Корреляционный анализ выявил значимые взаимосвязи между частотой появления у детей инициативы, изменяющей игру, и результатами диагностики творческого мышления на материале нарративов, которые сочиняли сами дети. Связи творческого мышления с инициативой, сохраняющей игру, обнаружено не было».
Так, исследование указывает на ценность игры как деятельности, где ребенок может не только решать, но и ставить задачи. Авторы исследования идут дальше и задают вопрос, который вполне может стать предметом следующего исследования — «возможно ли за счет поддержки развитой игры, создающей пространство проявления детской инициативы, влиять на развитие творческого (диалектического) мышления?». Возможно, ответ на него ученые дадут немного позже.
Подробнее познакомиться с результатами исследования можно по ссылке.
Фото: МГПУ