К 119-летию подводим итоги конкурсов школьных сочинений и методических работ, организованных Московским городским педагогическим университетом совместно с Государственным музеем-заповедником М.А. Шолохова и редакцией научно-просветительского журнала «Мир Шолохова». Публикуем заметки автора и главного организатора конкурсов — профессора департамента филологии Сергея Васильева.
О результатах Х Международного конкурса школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова
Юбилейный, 10-й, Международный конкурс сочинений школьников и студентов колледжей подтвердил актуальность и востребованность творчества великого русского писателя ХХ века.
Жюри получило 70 работ из России, Беларуси и Казахстана. В конкурсе поучаствовали ребята из 22 регионов Российской Федерации: Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутской, Курганской, Курской, Московской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Тамбовской, Тюменской, Ульяновской областей, Краснодарского, Пермского и Ставропольского краев, Республики Башкортостан, Донецкой Народной Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Саха (Якутия), Чувашской Республики.
Каждая из предложенных жюри тем: «„Поверяйте литературу жизнью“ (О народности Шолохова-художника)»; «Олицетворение и его функции в рассказе М.А. Шолохова „Смертный враг“»; «„Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?“ Почему Григорий Мелехов не уехал с любимой женщиной на шахты, не уплыл в эмиграцию из Новороссийска?»; «Герои М.А. Шолохова Виктор Герасимов и Андрей Соколов: черты сходства и различия»; «Чем особенно актуально творчество М.А. Шолохова сегодня?»; «Какой мир открыл М.А. Шолохов во мне самом?» — вызвала интерес учащихся, написавших по ним содержательные работы различных жанров: читательский дневник, сочинение-экскурсия, сочинение-рассуждение, литературоведческий и лингвистический анализ произведения и другие.
Актуальность творчества М.А. Шолохова виделась авторам работ в прочной нравственной основе произведений писателя; особом, возвышающем, при трагических окружающих обстоятельствах, образе героя, его постоянном напряженном внутреннем поиске; показе ключевой и созидательной роли семьи в жизни человека; патриотическом начале. По-новому, как остро злободневные и современные, «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека» прочитываются во время проведения специальной военной операции.
Многие присланные на конкурс сочинения, конечно, учитывая возраст и разную степень подготовки их авторов, носили творческие характер, были содержательны. Однако 23 работы жюри были отклонены, так как в них присутствовали достаточно объемные некорректные заимствования, некоторые из них были сгенерированы с помощью искусственного интеллекта.
С.А. Васильев
О VIII Международном конкурсе методических работ по произведениям М.А. Шолохова
Конкурс организован и проведен совместно департаментом филологии института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета и Государственным музеем-заповедником М.А. Шолохова, редакцией журнала «Мир Шолохова». Жюри получило 15 работ из Белгорода, Калуги, Улан-Удэ (Бурятия), Архангельской, Оренбургской, Свердловской областей, Республики Башкортостан, Чувашкой Республики, Пермского края, а также Республики Казахстан. Два присланных материала были сняты с рассмотрения по причине явного плагиата и отсутствия сопроводительной части к излишне лапидарному заданию.
Учителя-словесники и преподаватели русского языка и литературы в колледжах и вузе обратились к разным жанрам методической литературы: традиционным конспектам уроков по русскому языку и литературе, сценариям внеурочных мероприятий, тесту, технологической карте, эссе, игре, литературному квизу, кроссворду, другим занимательным заданиям.
Школьникам и студентам предлагалось познакомиться с биографией М.А. Шолохова, его малой родиной, семьей, этапами писательского пути; анализировались приемы его литературного мастерства, язык произведений, в частности роль диалектизмов, образ природы, нравственная проблематика произведений, актуальность наследия автора в XXI веке.
Наиболее успешной, по единодушному мнению жюри, стал «Сценарий художественно-документального вечера „Личность и судьба М.А. Шолохова в его письмах“ (эпистолярий писателя в литературной гостиной)», разработанный кандидатом филологических наук, доцентом Белгородского государственного национального исследовательского университета Е.А. Шириной. Автору удалось создать прекрасно структурированную и оформленную методическую разработку, строящуюся на богатейшем материале переписки М.А. Шолохова с членами своей семьи, а также с выдающимися государственными, общественными деятелями и писателями. Использование этого сценария в практике работы со студентами и школьниками, несомненно, позволит обучающимся открыть для себя «нового» Шолохова, семьянина, патриота, мастера художественного слова, относившегося к своему таланту как к высокому призванию, служению.
Лучшие конкурсные работы будут рассмотрены на предмет их публикации в журнале «Мир Шолохова».
С.А. Васильев
Состав жюри конкурсов
- доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, главный редактор журнала «Мир Шолохова» Ю.А. Дворяшин (председатель);
- доктор филологических наук, профессор департамента филологии Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета А.И. Смирнова (сопредседатель);
- доктор филологических наук, профессор департамента филологии Московского городского педагогического университета С.А. Васильев (заместитель председателя);
- главный научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Л.П. Разогреева;
- доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Южного федерального университета Л.Б. Савенкова;
- кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной и зарубежной литературы Южного федерального университета Т.О. Осипова;
- аспирант департамента филологии Московского городского педагогического университета Е.С. Макарова.