Вот две главные черты писателя Астафьева: абсолютное владение словом и бескорыстное, нетщеславное, несуетное поведение.
Человеческое и литературное.
Б. А. Ахмадулина
1 мая исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Петровича Астафьева, писателя, драматурга, сценариста, фронтовика, лауреата двух Государственных премий СССР и двух Государственных премий Российской Федерации.
Во время войны Виктор Астафьев добровольцем ушёл на фронт. Он участвовал в боевых операциях на Курской дуге, в битве за Днепр, в освобождении Польши. Астафьев прошёл весь боевой путь в звании рядового, несколько раз был ранен и награждён орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За отвагу», «За освобождение Польши».
В творчестве писателя нашли воплощение две важнейшие темы — военная и деревенская. В своих произведениях автор затрагивал вечные вопросы о смысле жизни, человеческом предназначении, долге человека перед обществом. Тяжёлое детство, сиротский приют, личный суровый опыт войны позволили В. П. Астафьеву говорить от имени всего поколения, пережившего трагические страницы истории и обладающего особой нравственной силой.
Как сложилась судьба у родителей Астафьева? Какую роль в творчестве играет малая родина писателя? Какие произведения прославили автора? Как фронтовое прошлое отразилось в работах Виктора Петровича? Чем необычен один из памятников, посвящённых творчеству В. П. Астафьева? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева.
«Я должен был начинать самостоятельную жизнь, кормить и одевать сам себя, думать о дальнейшей судьбе…»
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в небогатой крестьянской семье. Он был единственным ребёнком, две его сестры умерли в раннем детстве. В 1930 году прадед и дед будущего писателя были раскулачены. Через год деда и отца арестовали за «создание контрреволюционной вооруженной организации в Овсянке», погибла мать. Петра Петровича осудили на пять лет, признали врагом народа и отправили в Карелию на строительство Беломоро-Балтийского канала. Семилетнего мальчика взяли на воспитание бабушка Екатерина Петровна и дедушка Илья Евграфович Потылицыны, родители матери. Этот период жизни автора лёг в основу сборника «Последний поклон» и рассказов «Фотография, на которой меня нет» и «Конь с розовой гривой». С помощью приложения «В.П. Астафьев „Конь с розовой гривой“» можно проверить, знакомы ли учащиеся с биографией писателя и содержанием рассказа, а интерактив «Произведения русских писателей ХХ века» напомнит героев из произведения. Также предлагаем обратиться к материалу «В. П. Астафьев „Конь с розовой гривой“», который продемонстрирует авторское чтение рассказа.
В 1932 году Виктор пошёл в первый класс Овсянской школы 1-й ступени, но спустя два года обучение пришлось прервать. Отец, Пётр Петрович, вернулся в Овсянку. Его освободили досрочно, так как на стройке Беломорканала признали ударником пятилетки. Вскоре Пётр Астафьев женился второй раз и вместе с женой и сыном перебрался в небольшой город Игарка. О жизни на новом месте Астафьев вспоминал с горечью и болью. Отец и мачеха мало интересовались им, отношения с Таисией Черкасовой не сложились, и юноша оказался в детском доме.
В игарском детдоме директор Василий Иванович Соколов и учитель литературы Игнатий Дмитриевич Рождественский заметили живой огонёк в душе беспокойного и впечатлительного подростка. Они всячески поощряли его увлечение чтением книг, прививали вкус к самостоятельному творчеству. На одном из уроков Витя Астафьев написал сочинение под названием «Жив!», которое было помещено в школьном рукописном журнале, а много лет спустя стало основой рассказа «Васюткино озеро». Сценарий урока «В.П. Астафьев. „Васюткино озеро“» расскажет, какие факты из жизни автора повлияли на создание произведения, а видеоурок «В. П. Астафьев „Васюткино озеро“. Становление главного героя» позволит понять, как изменился Васютка за 5 дней, проведённых в тайге. Видео «В.П. Астафьев „Васюткино озеро“» будет любопытно для тех, кто хочет увидеть воплощение рассказа на киноэкране.
В 1941 году Астафьеву исполнилось 17 лет, по закону он больше не мог оставаться в детском доме. К этому моменту он закончил только шесть классов, поскольку юношу несколько раз оставляли на второй год из-за проблем с арифметикой. Он отложил мечты о высшем образовании, так как на учёбу не хватало денег, и пошёл работать на завод коновозчиком, а затем поступил в железнодорожную школу.
«Всегда думал, что война — это бой, стрельба, рукопашная, но там, где-то далеко-далеко. А она вон как — везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается…»
В июне 1942 года, получив специальность «составитель поездов», Виктор Петрович был направлен на станцию Базаиха, где проработал четыре месяца, и в октябре добровольцем ушёл на фронт. Сначала он попал в запасный полк под Новосибирском, а весной 1943 года — на передовую. На войне Астафьев сменил несколько специальностей: служил разведчиком, водителем и связистом в составе 92-й артиллерийской бригады. Он воевал на Брянском, Воронежском, Степном, 1-м Украинском фронтах, награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией». Трижды был ранен, дважды — тяжело: осенью 1943 года на Днепровском плацдарме и в сентябре 1944 года под польским городом Дуклой. Весной 1945 года В. П. Астафьева комиссовали и направили в нестроевую часть, где молодой солдат познакомился с будущей женой Марией Корякиной, тоже военнослужащей.
«Я твёрдо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь…»
В феврале 1951 года Астафьев написал свой первый рассказ «Гражданский человек». После его публикации автора пригласили в газету «Чусовской рабочий» на должность литературного сотрудника, в апреле 1955 года он стал специальным корреспондентом областного радио.
В 1953 году вышла в свет первая книга «До будущей весны», через 2 года — сборник «Огоньки». Эти работы, предназначенные для детей и подростков, читатели встретили хорошо, но сам писатель хотел публиковать более серьёзную прозу. Материалы «Виктор Петрович Астафьев „Капалуха“», «В. П. Астафьев „Стрижонок Скрип“», «В. П. Астафьев „Бабушка с малиной“» можно использовать для контроля и закрепления полученных знаний при изучении произведений автора в начальной школе.
1 октября 1958 года Виктора Астафьева принимают в Союз писателей. Рассказы автора начали печатать в Москве, в том числе в крупных журналах — «Новый мир» и «Молодая гвардия». В конце 1950-х годов были опубликованы повести «Перевал», «Звездопад» и «Стародуб». Вскоре В. П. Астафьев отправился в Москву и поступил на Высшие литературные курсы Литературного института имени А. М. Горького.
В 1962 году писатель с семьёй перебрался в Пермь, где закончил повести «Кража» и «Последний поклон», а также написал несколько новелл и рассказов, создал первую редакцию одного из главных своих произведений — повести о любви во время войны «Пастух и пастушка». Через 6 лет был написан рассказ «Фотография, на которой меня нет» и опубликован в сборнике «Далёкая и близкая сказка». Сценарий урока «В. П. Астафьев „Фотография, на которой меня нет“» позволит обсудить точку зрения литературоведа о том, что Витькина бабушка является главным героем произведения, а с помощью материалов «В. Астафьев „Фотография, на которой меня нет“» и «В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» можно восстановить последовательность событий в рассказе и расположить цитаты в правильном порядке. Тест «В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»» даст возможность проверить, как школьники знакомы с содержанием произведения.
23 декабря 1975 года Виктор Петрович Астафьев получил Государственную премию СССР за повести «Кража», «Последний поклон», «Перевал» и «Пастух и пастушка». В Вологде, куда писатель переехал в 1970 году, Астафьев написал две пьесы — «Черёмуха» и «Прости меня», которые стали первыми пробами пера автора в драматургии.
В 1976 году вышла в свет книга «Царь-рыба», принёсшая Виктору Петровичу всесоюзную известность. Однако произведение о вмешательстве цивилизации в жизнь провинции напечатать целиком удалось не сразу. Но даже в сокращённом виде «Царь-рыба» завоевала любовь читателей. Один из самых необычных литературных памятников России связан именно с этой повестью. Он был установлен к 80-летию писателя на смотровой площадке недалеко от Овсянки. Статуя представляет собой ту самую царь-рыбу — енисейского осетра.
В 1980 году Астафьев вернулся на родину — в Красноярский край. На вопрос «Зачем вернулся в Овсянку?» автор отвечал, что вернулся помирать. Он долго жил вдали от здешних мест, потому строки о них у писателя такие проникновенные, красочные и точные. Тогда начался новый период его творчества: писал как художественную прозу, так и публицистику. Большую часть своих работ Виктор Петрович создал по воспоминаниям и впечатлениям, но его отношение ко многим событиям постепенно менялось. Писатель переосмыслял тему войны, работая над романом «Прокляты и убиты». Первая книга романа вышла в свет в 1992 году, вторая — спустя 2 года. Астафьев признавался, что данное произведение отняло у него много сил. В 1995 году за первые две части романа «Прокляты и убиты» автору вручили еще одну Государственную премию, а в 2000 году Виктор Петрович прекратил работу над третьей частью романа, оставив её неоконченной.
«Язык Астафьева так же самороден и стихиен, как и сам он, как и вся его жизнь. Он пишет беспритязно, он не выбирает, не припоминает слов, они сами живорождённые выныривают к нему, как безошибочно ожидаемые им рыбины — и приходятся к месту».
А. И. Солженицын
Источник изображения: www.culture.ru