Модераторами мероприятия, доцентами кафедры логопедии института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета И.Л. Соловьевой, к.п.н., доцентом; Ж.И. Журавлевой, к.пс.н., доцентом и А.С. Павловой, к.пс.н. были сформулированы вопросы для обсуждения возможностей дополнительного образования детей и молодежи с различными образовательными потребностями; роли искусства в коррекции когнитивных и личностных нарушений у детей; особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Круглый стол стал площадкой для дискуссии экспертов в области специального и инклюзивного образования — профессоров ИСОП И.Ю. Левченко, заведующей лабораторией инклюзивного образования института, д.пс.н., Е.А. Екжановой, профессора кафедры логопедии, д.п.н., доцентов кафедры логопедии института специального образования и психологии Г. А. Бутко, к.п.н., И.Л. Соловьевой, к.п.н., Ж.И. Журавлевой, к.пс.н., А.С. Павловой, к.пс.н. В дискуссии принимали участие приглашенные специалисты: доцент Государственного Университета Просвещения, к.пс.н. В.Г. Колягина, заместитель руководителя центра «Благо» ГАОУ ВО МГПУ С.А. Молодькова. Участниками из регионов РФ, подключившиеся дистанционно, стали Н.А. Лупанова — специалист по УМР ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Г. Ю. Ерошина — директор школы-интерната «Вера», к.п.н., доцент и Н.М. Лебедева — педагог дополнительного образования школы-интерната «Вера», г. Рязань.
Е.А. Екжанова представила актуальные проблемы дополнительного образования с позиции государственной политики в РФ. Были рассмотрены виды искусства, которые традиционно используются в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Так, по мнению В.Г. Колягиной, использование музыкотерапии в процессе психологической коррекции детей с РАС способствует повышению их активности, эмоциональному вовлечению в игровую деятельность, улучшению общего эмоционального фона. Было отмечено, что большинство детей с аутизмом предпочитает тихую, спокойную, плавную и мелодичную музыку, которая снижает уровень тревожности, страхов, особенно на начальных этапах организации взаимодействия с ребенком. На последующих этапах психологической коррекции в процессе группового взаимодействия и индивидуальных занятий используется ритмичная музыка, которая оказывает активирующее воздействие на детей с аутизмом. Г. А. Бутко, Г. Ю. Ерошина, Н.М. Лебедева отметили уникальные возможности фольклора, интеграции музыкальной терапии и театральной деятельности, способствующие развитию речи, музыкальных способностей у детей с ОВЗ. Н.А. Лупанова поделилась опытом включения арттерапии в работу с особенным ребенком. И.Ю. Левченко подчеркнула роль искусства в коррекционно-развивающем процессе и психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ, возможностях использования педагогами дополнительного образования артпедагогических приемов. Акцентировала внимание на важности качественной подготовки кадров для системы дополнительного образования, реализующей адаптированные общеобразовательные программы.Широкий резонанс вызвало обсуждение вопроса роли дополнительного образования в процессе развития речи младших школьников, который был поднят С.А. Молодьковой и М.Л. Любимовым. Специалистами центра «Благо» разработаны ряд дополнительных общеразвивающих программ, которые позволяют совмещать детское творчество и развитие речевой деятельности.
Ж.И. Журавлева и А.С. Павлова, развивая концепцию социокультурного становления личности ребенка с ОВЗ средствами искусства Е.А. Медведевой, подчеркнули потенциальные возможности системы дополнительного образования не только в социализации и адаптации детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ, но и обозначили широкие перспективы в их дальнейшем профессиональном самоопределении, а главное — в развитии важных личностных качеств и компетенций при чутком руководстве педагогов и сопровождении психологов учреждений дополнительного образования.
Круглый стол позволил объединить многих специалистов-теоретиков и практиков, осмыслить результаты научных исследований и инклюзивных практик в области дополнительного образования и их перспективы.