Весной 2024 года вышла из печати книга «Дорога в словесное творчество». Ее авторами стали ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Елена Романичева и профессор кафедры «Литература и методика преподавания литературы» историко-филологического факультета Пензенского государственного университета Галина Пранцова. Книга вышла в издательстве «Библиомир».
Книга актуализирует наследие великого методиста-словесника ХХ века Марии Александровны Рыбниковой: в ходе исследования авторы реконструировали замысел ее несостоявшейся книги «Словесное творчество как предмет методики». Они собрали ранее неизданные статьи методиста, которые должны были войти в книгу, и сопроводили их развернутыми методическими комментариями. Эти статьи были опубликованы лишь однажды на рубеже 20−30-х годов ХХ века в методических журналах, которые на сегодняшний день практически недоступны читателям
Книга состоит из двух глав. Вот некоторые из вопросов, которые затрагиваются в первой главе:
- Как грамотно выстроенная методика помогает замечать прекрасное в жизни?
- Почему обучение творческому письму нужно начинать с повествовательного текста, а обучение творчеству — с формирования умения видеть?
- В чем необходимость литературно-образовательных экскурсий?
- Какую задачу решают загадки и пословицы при обучении творчеству и как помогают школьникам войти в мир художественного текста?
Также приводим некоторые из тем, затронутые во второй главе книги «Дорога в словесное творчество»:
- «Не давать непосильного»: о важности ориентации на реальные возможности ученика и последовательное развитие его речевых способностей;
- Новая методика обучения творческим сочинениям и ее воплощение в задуманной книге «Словесное творчество как предмет методики»;
- «Что пишут наши школьники» и почему их сочинения «нудны и равнодушны»: о разных подходах к «постановке» творческих работ обучающихся;
- «Выбор темы, подход к изображаемому, выразительность слова» как предмет живого обсуждения на уроке;
- О важности пройти путь «от маленького писателя — к большому читателю»;
- Постановка творческих работ: 6 составляющих методики;
- Триединый подход к обучению словесному творчеству.
Работа над исследования велась с 2022 по 2023 год. «Сегодня, когда мастерские творческого письма очень востребованы и в школьном, и в непрерывном образовании, обращение к наследию великого методиста ХХ века особенно актуально: Мария Александровна Рыбникова создала методическую систему, работая по которой, можно научить творческому письму всех школьников, а не только одаренных. Эта система была создана, описана и внедрена в практику работы школы в конце 20-х годов, дала хорошие результаты: методика, предложенная Рыбниковой, доказательна», — утверждают авторы книги.
Также предлагаем вниманию статьи Елены Романичевой, в которых она также анализирует материалы Марии Рыбниковой:
- «"За немотой идет глухота» к тексту и… преодолевается в школьных творческих сочинениях (по страницам статьи М. А. Рыбниковой «от маленького писателя — к большому читателю)»;
- «Творчеству нужно учить» (Рыбникова): методический взгляд на художественное развитие ребенка из 20-ых годов ХХ века";
- «Постановка культуры чтения „период неслыханного разрушения и увлекательного строительства“ школы 20-х годов ХХ века: основные подходы»;
- «"Творчеству нужно учить»: как это предлагала делать М.А. Рыбникова";
- «„Много может дать фотография“: статья М.А. Рыбниковой „Фотомонтаж в руках словесника“».
Фото: Freepik