На минувшей неделе завершился визит представителей МГПУ в Швецию в рамках программы Erasmus+. Главный научный сотрудник лаборатории развития ребенка ИСП МГПУ Николай Веракса и ведущий научный сотрудник Ольга Шиян провели две недели в Университете Гетеборга. Лекции наших специалистов были посвящены применению идей Л.С. Выготского в отечественной дошкольной образовательной практике и современным отечественным исследованиям в области психологии развития. Встречи с преподавателями и студентами были посвящены проблематике дошкольного и высшего образования.
В ходе семинаров и круглых столов обсуждались итоги проведенных исследований и планировались новые совместные проекты:
- Исследованиям, проведенным в русле культурно-исторического подхода, посвящена книга, которая только что вышла в издательстве Routledge: «Культурно-историческая теория в дошкольном образовании и исследованиях. Российский и Западный взгляд». В ходе визита обсуждалось создание следующей книги, в основу которой лягут исследования, которые будут проводиться на шведской и российской выборках дошкольников.
- Исследование качества дошкольного образования с использованием шкал оценки среды ECERS. В течение последних нескольких лет масштабные исследования с использованием шкал были проведены в своих странах специалистами Университета Гетеборга и сотрудниками лаборатории развития ребенка института системных проектов МГПУ. Во время семинара обсуждалась специфика методологии и дизайна исследований.
- Посещения детских садов г. Гетеборга также входили в программу визита. Дошкольное образование в Швеции и в России имеет разную историю и создавалось в разных социальных ситуациях. При этом есть и объединяющие тенденции, в частности, следование культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в отношении понимания детства как ключевого периода развития человека, самоценности детства, необходимости работы в зоне ближайшего развития. В настоящее время большой интерес для мирового дошкольного профессионального сообщества представляют современные образовательные практики, которые создают условия и для освоения ребенком культуры и для его самореализации. В частности, в Гетеборге специалисты нашего университета посетили детский сад, реализующий программу «Приключенческой педагогики», где игра и событийность являются ключевыми принципами организации жизни детей. По итогам обсуждения родилась идея создать совместную российско-шведскую книгу о современных практиках дошкольного образования, опирающихся на идеи Л.С. Выготского.