На сайте «Папмамбук» вышло интервью с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Екатериной Асоновой. В нём эксперт рассказала, в чем основная проблема современного подхода к литературному образованию и почему важно отталкиваться от читательских потребностей школьников. А в конце — дала рекомендации родителям.
Интервью началось с разговора о современном школьном образовании. Так, Екатерина Андреевна отметила, что, по ее мнению, уроки литературы нужно начинать с читательских потребностей, а не со списка книг к прочтению.
«Для меня литературное образование — это подготовка читателя, который знает свои потребности и умеет их удовлетворять. Поэтому вопрос про классику и современность в принципе не актуален, не лежит в методическом поле. Для меня методика про другое: зачем человек читает, что он должен уметь для того, чтобы находить новые, интересные для себя книги. В школе он должен научиться формулировать свои интересы, знать места и ресурсы, где можно выбрать книгу, задать вопрос и обсудить впечатления о прочитанном», — пояснила эксперт.
Екатерина Асонова подчеркнула: когда учитель дает всему классу одну и ту же книгу, он решает одну задачу, а когда предлагает говорить про разные книги — совсем другую. «Но это требует абсолютного пересмотра содержания литературного образования. А мы пока не готовы к отказу от понятия „канона“, ключевых текстов. Не готовы признать, что культура не держится на списке прочитанных произведений. Ее основа гораздо прочнее», — развила мысль заведующая лабораторией.
Вслед за этим эксперт рассказала, как с этим обстоят дела в Европе. К примеру, она отметила, что в подавляющем большинстве стран нет урока литературы. Но есть предмет «родной язык», на котором ученики как раз и читают тексты. «Хороший европейский учитель ищет и приносит на урок тексты, которые его удивили. Но он не работает в поле литературоведения, потому что это все-таки наука, ей невозможно научить в основной школе (до 9 класса), потому что дети, в силу возраста, чаще всего воспринимают литературные произведения на наивно-реалистическом уровне», — добавила она. При этом Екатерина Асонова добавляет: «Школа игнорирует наивное, эмоциональное восприятие ребенка, не учит детей описывать собственные эмоции, рефлексировать на основе читательских переживаний».
По словам эксперта, основная причина, почему люди не читают, лежит в том, что после окончания школы перед ними уже не стоит задачи читать то, что «велели». «Что читать? Как выбирать? Ведь нет учительницы. Никто не велит, не объясняет, не создает мне контекста», — поясняет эксперт.
Екатерина Асонова затронула еще одну важную тему — излишнюю предвзятость к тому, что человек выбирает для чтения.
«Мы бессознательно, а иногда и сознательно обесцениваем человека, читающего любовные романы, даже не вникая, что это за любовный роман — совсем штампованный или вершина своего жанра? Не думая о том, что такое чтение сейчас очень нужно этому человеку. Мне непонятно, почему человека нужно судить и оценивать по тому, что он читает», — заключила она. Так, эксперт подытожила, что быть читателем — это право, а не обязанность.
Затем она высказала мысль о том, как можно интегрировать такой подход в школьную систему образования и как работать с наивно-реалистическим восприятием литературы учениками. Екатерина Андреевна также поделилась мнением насчет того, нужен ли подростку «проводник» в литературе: по ее словам, все зависит от способностей школьника, ведь некоторые из них понимают в тексте больше, чем «проводник». Но в одном эксперт убеждена точно: важно показать подростку многообразие; показать, что есть реалистическое искусство и нереалистическое.
«Нельзя кормить детей только реалистической литературой, как у нас, скажем, происходит в девятом классе. Искусство намного сложнее, и нужно показать его разнообразие», — пояснила она.
А в конце интервью Екатерина Асонова дала рекомендации родителям школьников и рассказала, как ей удается подобрать ученику нужную книгу. К примеру, она отметила, что нет никакого (ни детского, ни родительского) обязательства читать. «Мы можем только познакомить ребенка с такой возможностью. Когда мы обнаруживаем, что нам какие-то книги не нравятся, это тоже хорошо», — дала совет эксперт. А вот если подросток не хочет читать, то, возможно, ему это и не нужно. «Он из дерева мастерит, на скрипке играет, кино смотрит. Чтение — не единственный культурный ресурс, которым сегодня может пользоваться человек», — подытожила заведующая лабораторией.
Полный текст интервью по ссылке.
Фото: МГПУ