В рамках «Дней науки МГПУ-2024» прошёл мастер-класс «Специфика логопедической работы с дошкольниками с ОНР и с ЗПР в условиях специального и инклюзивного образования». Мастер-класс провели кандидаты педагогических наук, доценты кафедры логопедии Серебрякова Наринэ Витальевна и Шашкина Гульнара Рустэмовна, старший преподаватель кафедры логопедии Звягинцева Анна Алексеевна.
Дети с общим недоразвитием речи и с задержкой психической развития довольно часто встречаются в работе логопеда дошкольной образовательной организации. Адаптироваться в коллективе им помогают специальные педагоги: логопеды и дефектологи. В начале учебного года они проводят диагностику состояния высших психических функций, двигательных возможностей, интеллектуальных процессов и речи, выявляют трудности, определяют задачи и направления коррекционной работы в соответствии с федеральными адаптированными образовательными программами доя детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в школе много детей, которые с трудом овладевают письменной речью. Основной причиной неуспеваемости младших школьников в общеобразовательной школе является несформированность базовых предпосылок к обучению чтению и письму. Именно поэтому дошкольная коррекционная работа логопеда и дефектолога формирует у детей готовность к школьному обучению.
Речевая готовность к школьному обучению включает ряд значимых компонентов: высокий уровень развития словарного запаса; правильно сформированные грамматические компетенции, высокий уровень развития связной речи, а также чистое произношение и фонематическое восприятие.
В адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи представлены группы, в которых могут обучаться дети с ОНР:
- группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, где проводят работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- группы комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В старшем дошкольном возрасте у детей с ОНР ведущим направлением работы в рамках образовательной области «Речевое развитие» является формирование связной речи.
В ходе совместной образовательной деятельности взрослых и детей, направленной на ознакомление детей с ТНР с окружающей действительностью, они начинают понимать названия предметов, действий, признаков, с которыми встречаются в повседневной жизни, выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями. Формирование связной речи, ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной) осуществляется в процессе рассказывания о предметах и игрушках, по сюжетным картинкам, отражающим бытовой, предметно-практический, игровой, эмоциональный и познавательный опыт детей. При этом широко используются символические средства, рисование, театрализованные игры. Важную роль играет работа по ознакомлению детей с литературными произведениями, детей обучают анализировать и самостоятельно придумывать сказки, организуют игры по сюжетам этих произведений. В работу по развитию речи детей с ОНР включаются занятия по подготовке к обучению грамоте. Эту работу учитель-логопед проводит, исходя из особенностей и возможностей развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами. Содержание занятий по развитию речи воспитателя тесно связано с содержанием логопедической работы.
Современный специальный педагог должен владеть методами диагностики и коррекции речевых процессов ребенка, формировать у него готовность к школьному обучению и на основании ФАОП разрабатывать адаптированные программы для детей с ОНР или с ЗПР. Эти задачи решались на нашем мастер-классе. Студенты дневной формы обучения принимали активное участие в обсуждении подходов к коррекции речи детей с ОНР, задавали актуальные вопросы, моделировали приемы работы с такими детьми.