11 февраля 2024 на радио «Говорит Москва» вышел подкаст «Большой разговор», гостем которого стала заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Екатерина Асонова. Главной темой разговора стал вопрос о важности уроков литературы в школе и тех задачах, которые педагог может решать в процессе изучения художественных произведений.
Так, эксперт рассказала, что книга может стать «поводом для разговора о самом себе», — и это одна из базовых задач урока литературы. Педагог может использовать произведение как некий триггер, который вдохновит учеников сформулировать что-то личностно значимое:
«Чтобы школьнику захотелось высказаться, ему нужно получить импульс. И литература в этом смысле хорошая история», — пояснила Екатерина Андреевна. Более того, эксперт отметила, что литература — это единственный урок, который предоставляет такую возможность: «Мы нигде больше не говорим о важных для нас вещах, ценностных, личностно значимых… Больше школьный день не дает такой возможности. Ни одного предмета больше нет».
Причем подобные рассуждения в классе помогают не только «заглянуть внутрь себя», но и «увидеть других», и это тоже одна из важных задач уроков литературы.
«Когда мы что-то обсуждаем, мы, обнаруживаем, что нашу позицию не так-то просто сформулировать: то есть нам внутри себя как бы все понятно, а вот когда словами начинаешь говорить… <…>. Это оказывается великий труд. А потом ты слышишь, что-то, что тебе кажется серым, твоему соседу кажется зеленым. <…> И вдруг ты понимаешь, что мы все разные», — рассуждает Екатерина Андреевна.
Еще одна важная задача урока литературы — сделать человека самостоятельным в его чтении. При этом данная задача на практике решается не всегда. Эксперт пояснила: «Он (ученик — прим. ред.) более или менее самостоятелен в начальной школе, на него еще не так давит список обязательной литературы. Но чем ученик старше, тем менее самостоятелен: он не выбирает себе литературу для чтения, она ему всегда предписана». А это, в свою очередь, приводит к тому, что школьник обычно не задумывается о том, зачем вообще читает.
Екатерина Асонова и Надежда Папудогло также поговорили о том, как уроки литературы развивают критическое мышление, почему в школьную программу включают сложные для детского восприятия книги наподобие «Муму» и зачем нужно функциональное чтение. А в конце подкаста они затронули вопрос, волнующий многих родителей: что делать, если ребенок вместо классической литературы читает что-то «не то»?. «Как относиться к этому? Просто расслабиться и получать удовольствие. Уважать ребенка», — отвечает эксперт. Екатерина Андреевна отметила, что зачастую ребенок вычитывает «глубочайшие смыслы» из тех произведений, которые, по мнению родителей, являются поверхностными, например, из книг в жанре young adult. «Дело не в том, что ребенок читает, а в том, какую внутреннюю работу при этом проделывает», — подытожила она.
Подкаст доступен на сайте «Говорит Москва».
Фото: МГПУ