Top.Mail.Ru

Ко дню российской науки

Только наука изменит мир. Наука в широком смысле: и как расщеплять атом, и как воспитывать людей.

Н.М. Амосов

Ежегодно 8 февраля в нашей стране отмечается День российской науки, учреждённый в 1999 году и приуроченный к дате основания Российской академии наук. Это праздник академиков, учёных, профессоров и студентов — всех тех, кто решил посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности.

Академия наук была основана 8 февраля 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I. В 1925 году её переименовали в Академию наук СССР, а в 1991 году — в Российскую Академию наук. Российская наука имеет богатую историю и множество достижений. Мы можем гордиться тем, что наши учёные внесли значительный вклад в такие области науки, как физика, математика, химия, биология и многие другие.

В праздничный день проводятся конференции и слёты молодых и перспективных учёных из разных научных областей, мероприятия, позволяющие обсудить вопросы и увидеть проблемы в современной научной деятельности, а также отметить новые достижения и открытия. А школьники принимают участие в классных часах, на которых можно окунуться в увлекательный мир науки.

Как у Петра Первого возникла идея создать Академию наук? Чем отличалось российское учреждение от европейских образцов? Какие открытия отечественных учёных прославили страну? Кто из академиков стал Нобелевским лауреатом? Какую роль Российская академия наук играет в современной жизни? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко дню российской науки.

История возникновения Академии наук

Создание Академии наук связано с реформаторской деятельностью Петра I. С помощью одноимённого теста можно проверить свои знания истории эпохи Петра Великого. Первый Император Всероссийский понимал значение научной мысли, образования и культуры народа для процветания страны. Во время поездок в Европу Пётр I черпал вдохновение и возможности для развития российского государства. Он посетил Французскую академию наук, где зарубежные учёные продемонстрировали химические эксперименты. Также Пётр I принял участие в заседании, на котором его избрали почётным членом Французской академии наук. Общение с немецкими учёными, в том числе с математиком и языковедом Г. В. Лейбницем, повлияло на определение устройства российской академии. Видеоурок «Геофизические факторы» познакомит старшеклассников с работой Лейбница, в которой он рассматривает влияние погоды и космоса на здоровье человека.

По проекту Петра Великого отечественное учреждение отличалось от зарубежных аналогов: оно являлось государственным. Члены Академии наук получали жалование и должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. В её состав входили университет и гимназия, таким образом, соединялись функции научного исследования и обучения.

Академия наук имела в своём распоряжении библиотеку, Кунсткамеру, состоящую из разнообразных коллекций, собранных Петром I во время заграничных поездок, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическую обсерваторию, Физический и Минералогический кабинеты, Ботанический сад и инструментальные мастерские. Видео «Кунсткамера» расскажет об истории создания собрания редкостей.

Первым президентом академии был медик Л. Л. Блюментрост. Пётр Великий пригласил ведущих иностранных учёных: математики Николай и Даниил Бернулли, математик Х. Гольдбах, физик Г. Бюльфингер, астроном и географ Ж. Делиль, историк Г. Ф. Миллер. В 1727 году членом Академии стал математик и механик Л. Эйлер. Приложение «Многогранники. Теорема Эйлера» позволит упорядочить многогранники по количеству их вершин, рёбер, граней. Каждый академик составлял учебное руководство для юношества и ежедневно по часу занимался с учащимися «публичным преподаванием» своего предмета. Обучались в учреждении талантливые и стремящиеся к знаниям воспитанники независимо от финансового положения. Студентами также могли стать простолюдины. А за хорошую учёбу молодые люди награждались царской милостью и получали жалование за свой труд. Научная работа Академии наук в первые 10 лет велась по 3 основным направлениям: математическому, физическому, или естественному, гуманитарному.

Первые открытия

С 1728 года стал издаваться ежегодный сборник трудов «Комментарии Петербургской академии наук» на латинском языке, который приобрёл в научном мире популярность. У Академии наук появилась собственная типография. Она издавала всю литературу в стране, за исключением церковной. Так учреждение приобрело ведущую роль в общем развитии российской культуры. С помощью теста «Российская наука в XVIII в.» можно определить верные суждения об особенностях развития русской культуры и науки.

В первые годы существования Академии наук зарождались основы для развития горного дела, металлургии и других значимых для государства отраслей промышленности. Благодаря работам географов и путешественников в 1745 году была создана первая карта страны — «Атлас российский». Материал «Российская наука в XVIII веке» даст возможность сравнить развитие отечественной и европейской науки в XVIII веке, а «Советская наука в 20—30-е годы» расскажет, что изучали Научные центры 30-х годов ХХ столетия.

Большое внимание учёные уделяли этнографическим исследованиям территории страны. Они исследовали животный и растительный мир регионов, обнаружили месторождения полезных ископаемых, занимались описанием истории, этнографии и хозяйственной деятельности живущих на территории России народов, начали изучать особенности их языков.

Великие учёные

Среди выдающихся учёных, которые работали в Академии наук, можно назвать множество имён. Приложение «Учёные, прославившие Россию» позволит сопоставить фамилии выдающихся деятелей России и их открытия. М. В. Ломоносов, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, К. Э. Циолковский, П. Л. Капица, Л. Д. Ландау, И. В. Курчатов, П. С. Александров, С. П. Королев, А. Д. Сахаров — это малая часть отечественных деятелей, внёсших вклад в мировую науку. Из видео «Разговоры о важном. 165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского» учащиеся узнают, как маль­чик из Ря­зан­ской гу­бернии смог при­бли­зить­ся к сво­ей ме­чте и открыть че­ло­ве­чес­тву путь к звё­здам, а видеоматериал «Циолковский К.Э.» познакомит с осно­вными фак­тами на­у­чных откры­ти­й. Предлагаем также обратиться к приложению «Памятники К. Э. Циолковскому», которое позволить объединить информацию и изображение.

Целую эпоху в истории учреждения и науки в целом составила деятельность одного из первых академиков М. В. Ломоносова. Он совершил открытия в области химии, физики, астрономии, геологии, географии, внёс значительный вклад в разработку истории, языкознания и поэтики. Видео «Михаил Ломоносов» расскажет, как российская наука стала говорить по-русски и какова роль учёного в данном процессе. В 1748 году им была организована первая химическая лаборатория.

Другой знаменитый учёный — Д. И. Менделеев — прославился открытием периодического закона химических элементов. Это случилось в ходе работы над текстом учебника «Основы химии», когда Дмитрий Иванович столкнулся с трудностями систематизации фактического материала. С помощью видеофрагмента «Приснилась ли Д. И. Менделееву таблица?» можно понять, как проходила работа над созданием знаменитой таблицы. К середине февраля 1869 года учёный постепенно пришёл к выводу, что свойства простых веществ и атомные массы элементов связывает определённая закономерность. Таблица химических элементов стала основой для современной химии и оказала огромное влияние на развитие науки и технологий во всём мире. Видеоурок «Строение атома. Периодический закон Д. И. Менделеева. Химическая связь» объяснит, как карточная игра «Пасьянс» связана с открытием научного деятеля.

Немало отечественных учёных стали Нобелевскими лауреатами. Академик И. П. Павлов является первым из них. Премия была присуждена в 1904 году за достижения в области физиологии и медицины. Работы учёного стали фундаментом всех нынешних представлений о деятельности органов пищеварения, механизмах их регуляции и о том, как может нарушиться работа этих механизмов. Приложение «Великие учёные мира и их открытия» проверит, знают ли старшие школьники, какой российский химик, посвятивший свою жизнь изучению цепных реакций, стал обладателем Нобелевской премии в области химии. За работы в области иммунологии И. И. Мечников был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1908 году. Почётному академику И. А. Бунину Нобелевскую премию присудили в 1933 году с формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Приложение «Рассказы И.А. Бунина» позволит сопоставить название рассказов и фрагменты из них. Автор стал первым лауреатом из русских писателей.

Великие отечественные академики оставили нам наследие, которое продолжает вдохновлять и мотивировать научных деятелей по всему миру. Из видео «День российской науки» младшие школьники узнают о том, как стать учёным. Сегодня Российская академия наук продолжает работать над решением самых сложных научных проблем и развитием новых технологий. Достижения учёных напоминают нам о том, что наука является ключевым фактором развития общества.

«Когда наука достигает какой-либо вершины, с неё открывается обширная перспектива дальнейшего пути к новым вершинам, открываются новые дороги, по которым наука пойдёт дальше»

С. И. Вавилов

Источник фото: smi24.net



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»