«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».
Фрэнсис Бэкон
Функциональная читательская грамотность предполагает декодирование, понимание, анализ и интерпретацию информации из разнообразных текстовых источников, а также создание вторичного высказывания на основе прочитанного. При этом функциональная читательская грамотность является производной от элементарной грамотности, которой каждый овладевает в начале школьного обучения. Владение ключевыми навыками обработки текстовой информации считается необходимой компетенцией в современном мире. Людям, завершившим школьное обучение, читательская грамотность требуется в различных ситуациях: при обучении в колледжах и вузах, самообучении, развитии своего потенциала.
Интерес к проблеме читательской грамотности имеет интернациональный характер. Например, проводится международное исследование компетенций взрослого населения PIAAC (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies), охватывающее людей в возрасте от 16 до 65 лет, и показывающее, в том числе, успешность овладения читательской грамотностью. Первый цикл этого исследования прошел в 2008—2013 гг., в нем приняли участие взрослые из 34 стран. Второй цикл пока не завершен, но по результатам первого цикла Россия вошла в ТОП-10 стран с наиболее высоким уровнем читательской грамотности. Результат хороший, однако это не повод останавливаться на достигнутом, нужно продолжать работу по совершенствованию релевантных навыков.
В рамках реализации деятельности института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета по оказанию поддержки обучающимся с дислексией и функциональной читательской неграмотностью планируется цикл развивающих семинаров «Эффективное чтение». Ведущий семинаров — Наталья Юрьевна Киселева, к.п.н., доцент университета. Семинары будут проводиться с целью расширения профессиональных компетенций, связанных с функциональной читательской грамотностью обучающихся образовательных организаций, реализующих программы высшего образования по направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», «Психологические науки». Несомненно, что особое значение овладение читательской грамотностью приобретает при обучении новой профессии. Следуя за мыслью Ю.М. Лотмана, подчеркнем, что «книга — отправная точка, чтобы исходя из нее подключить собственное педагогическое творчество».
В процессе курса «Эффективное чтение» обучающиеся смогут рассмотреть возможности чтения как позитивного ресурса для человека; познакомятся с различными видами трудностей обучения у школьников (дислексия, дисграфия, дискалькулия); узнают о рекомендациях для будущих педагогов по работе со школьниками со specific learning disabilites; будут развивать навыки рационального чтения вслух и про себя, совершенствовать приемы работы с текстами разных стилей.
Семинары запланированы на февраль — июнь 2024 года. Они пройдут на базе института специального образования и психологии по адресу г. Москва, ул. Панферова, д. 8, кор.2.
Цикл развивающих семинаров «Эффективное чтение» станет еще одной ступенькой для запуска работы «Центра для взрослых с дислексией».
Для получения дополнительной информации о семинарах и записи на занятия следите за нашим Телеграм-каналом.