XVI Международная научно-практическая конференция «Шамовские чтения» приурочена к 100-летию со дня рождения Т.И. Шамовой. Организаторами конференции являются Общественный совет Научной школы «Управление образовательными системами», НП «Международная академия наук педагогического образования», АНО «Научная школа Управления образовательными системами», НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», Республиканское общественное объединение «Инновации в образовании» (Беларусь).
В рамках проведения секции были рассмотрены вопросы, связанные с подготовкой кадров для системы специального и инклюзивного образования, с обучением и воспитанием ребенка с инвалидностью и ОВЗ в современной образовательной среде, с современными технологиями психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся различных нозологических групп в условиях образовательной организации и семьи.
В работе секции приняли участие преподаватели высших и средних профессиональных учебных заведений, научные сотрудники, педагогические работники и специалисты сопровождения, представители общественных организаций, магистранты, аспиранты, студенты.
Руководителем секции выступила Ушакова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, и.о. директора Института специального образования и психологии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».
Алмазова Анна Алексеевна, директор Института детства, заведующая кафедрой логопедии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук, доцент выступила с докладом на тему «Актуальные проблемы разработки единого содержания и структуры образовательных программ высшего дефектологического образования».Декан факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», кандидат педагогических наук, доцент Артемова Ева Эдуардовна ознакомила с траекторией подготовки специалистов для специального и инклюзивного образования.
Заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», кандидат педагогических наук, Алла Яковлевна Абкович познакомила участников секции с современными научными исследованиями в области образования детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
О семье особого ребёнка: потребности в оказании психологической помощи рассказала Ткачева Виктория Валентиновна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Заведующая кафедрой дошкольного образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Твардовская Алла Александровна, кандидат психологических наук, доцент осветила вопросы комплексного сопровождения дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, раскрыла ключевые подходы, условия и модели реализации.
О применении логопедических технологий на уроке в инклюзивном классе сообщила Путкова Надежда Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии факультета дошкольного, начального и специального образования ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения».
Ассистент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Павлова Лилия Даниловна обозначила основные векторы профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольных образовательных организаций к работе в группе компенсирующей направленности.
Лыкова Елизавета Андреевна, психолог ФГБУ «Детский медицинский центр» Управления делами Президента РФ сообщила о применении препарата «Кортексин» детьми с нарушением речи и когнитивной недостаточностью в рамках комплексной терапии.
В завершении мероприятия руководитель секции Елена Викторовна Ушакова поблагодарила каждого из участников секции за активное участие в работе, за высокий уровень профессионализма, который каждый продемонстрировал в ходе выступления.