Top.Mail.Ru

Ко дню российского студенчества

Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно.

М. В. Ломоносов

Ежегодно 25 января в нашей стране отмечается День российского студенчества. Данный праздник ведёт свою традицию еще с XVIII века. Официально же он установлен Указом Президента РФ в 2005 году, а с 2007 года включён в список памятных дат России.

История торжества тесно связана с историей Московского университета. Императрица Елизавета Петровна в день мученицы святой Татианы в 1755 году подписала указ «Об учреждении Московского университета», поддержав инициативу графа И. И. Шувалова и учёного М. В. Ломоносова. В 1791 году во имя святой был освящён храм при университете. С тех пор святая Татьяна является покровительницей студентов и педагогов. Всероссийским этот праздник стал при императоре Николае I.

До революции празднование Татьяниного дня как университетского праздника было впечатляющим событием для всего города. Утром преподаватели и студенты отправлялись в церковь. После молебна, академического доклада и выступления ректора все вставали и пели «Боже, Царя храни!». Вечером начиналось шумное народное гуляние, нередко продолжавшееся до утра следующего дня. Также в такой день любой желающий мог зайти в университет, осмотреть аудитории и лаборатории, посетить библиотеки и музеи.

Какими были высшие учебные учреждения в начале XVIII века? Какова роль М. В. Ломоносова в создании Московского университета? Где располагалось первое здание? На каких факультетах учились студенты? Как изменился университет в эпоху СССР? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко дню российского студенчества.

Зарождение высшего отечественного образования

В начале XVIII века высшие учебные заведения​ были связаны с церковью. Образование получали в Славяно-Греко-Латинской и Киево-Могилянской академиях, где изучали латынь, философию, богословие. Видео «СПО. Расширенный. Система российского образования» познакомит с принципами государственной политики в сфере современного образования.

2 февраля 1724 года Петром I был издан указ об основании «Академии наук и курьёзных художеств» в Петербурге. Видеоматериал «Академия наук и Пётр I» детально расскажет об истории её создания, а видео «Академия художеств: ретроспективный взгляд» позволит понять, как развивалось учебное заведение. Спустя 2 года открыли первое светское высшее учебное заведение — Академический университет. Преподавателями являлись приглашённые профессора из Германии, они читали лекции на немецком и латинском языках. Образовательная программа постоянно претерпевала изменения, а для одарённых студентов составлялись индивидуальные планы. Лучшие учащиеся из Славяно-Греко-Латинской академии и других духовных учебных заведений могли рассчитывать на перевод в Академический университет. Так туда попали М. В. Ломоносов и будущий основоположник производства фарфора в России Д. И. Виноградов. Образование в университете могли получать представители любых сословий, но особой популярностью он не пользовался, так как его выпускникам не полагалось чинов и привилегий по службе. Приоритетными для дворян являлись такие военные учебные заведения, как Сухопутный шляхетский корпус и Морской шляхетский корпус. Тест «Организация подготовки офицерских кадров» проверит, знают ли учащиеся старших классов, какие существуют основные требования к кандидату при поступлении в современное высшее военно-учебное заведение.

История возникновения Московского университета

В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся в Россию после поездки за границу, во время которой он учился в Марбургском университете, в химической лаборатории врача И. Генкеля, занимался физикой и минералогией. Видео «Михаил Васильевич Ломоносов» подробно познакомит с жи­знью и на­у­чной де­я­тель­нос­тью учёного. Ломоносову было присвоено звание профессора Академии наук, и он стал читать лекции в Академическом университете. Познакомившись с меценатом Иваном Шуваловым и начав с ним переписку, учёный получил предложение создать в России новое учебное заведение по европейскому образцу. В 1754 году Ломоносов разработал проект университета, содержащий следующие пункты: преподавание должно быть на русском языке, студенты — представители всех сословий, к поступлению необходимо готовить в гимназии, с целью экономии денег из казны нужно открыть университет в Москве. Проект был доработан И. И. Шуваловым.

По указу Елизаветы Петровны учебному заведению передали здание бывшей Главной аптеки недалеко от Куретных, ныне — Воскресенских, ворот на Красной площади. Архитектор Д. В. Ухтомский работал над перестройкой помещений под нужды учебного заведения. Видеоматериал «МГУ» расскажет о строительстве учебного заведения.

25 января 1755 года императрицей был подписан указ об основании Московского университета. Первые занятия в учебном заведении прошли уже в мае. В университете существовало три факультета — философский, медицинский и юридический. На один из них могли поступить представители любых сословий и разночинцы, исключая крепостных крестьян. Через год открылась собственная типография при университете, издававшая первую в России негосударственную газету «Московские ведомости». С момента открытия учреждения возникли публичная библиотека, являющаяся единственной общедоступной в городе, театр​ и хор, в которых состояли студенты. Театральные выступления проходили на Красной площади во время Масленицы​, Пасхи​ и ярмарок​. Видео «Разговоры о важном. Всемирный день театра» позволит понять, почему рус­ский те­ат­р является ми­ро­вым брендом.

В 1757 году по указу Елизаветы Петровны учебное заведение переехало в усадьбу князя П. И. Репнина на Моховой улице. Недалеко от здания в 1780-х архитектор М. Ф. Казаков​ построил новый «университетский квартал», его главный корпус являлся первой в стране постройкой, спроектированной и построенной специально для университета.

Жизнь университета в эпоху СССР

После Октябрьской революции плата за обучение в учебном учреждении была отменена, а студентам назначались стипендии. С 1919 года стал действовать рабочий факультет, или рабфак, обучаясь на котором малограмотные люди получали базовые знания, а затем имели возможность поступить в университет без экзаменов.

В данный период закрыли юридический и историко-филологический факультеты. На базе медицинского образовался 1-й Московский медицинский институт, сегодня это Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. Факультеты стали именоваться отделениями. История, филология, естественные науки вновь вернулись в программу обучения в 1930-х годах.

В годы Великой Отечественной войны​ произошла эвакуация университета сначала в Ашхабад, позже — в Свердловск. Однако в столице осталось больше 5 тысяч студентов и преподавателей, которые приняли участие в Битве за Москву. Видео «МГУ в начале Великой Отечественной войны» познакомит с воспоминаниями студента химического факультета того периода.

Со временем в университете открылись новые факультеты, а также появились филиалы Московского университета в Казахстане, Узбекистане, Армении, Азербайджане. В 1995 году свои двери распахнул музей Московского университета, содержащий более 3,5 тысяч экспонатов.

Сегодняшний студент отличается от студента прошлого века. Объединяет учащихся всех времён то, что студенческие годы являются для них самым ярким периодом. Предлагаем обратиться к видеоматериалам «Совет студентки факультета фундаментальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова», «Совет от Рината Кагирова, студента физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова», «Совет от Никиты Кирюшина, выпускника школы № 1574», которые будут полезны для старшеклассников. Студенческая жизнь — прекрасная пора! Это не только время обучения и самопознания, но и важный этап, когда можно обзавестись верными друзьями, раскрыть свой потенциал и найти любимое дело.

«Проехав все моря и континенты,
Пускай этнограф в книгу занесёт,
Что есть такая нация — студенты,
Весёлый и особенный народ!»

Э. А. Асадов

Изображение от canva.com



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»