Top.Mail.Ru

Получить предложение о работе еще в школе: как работают предпрофессиональные классы

Опыт, который приобрела Москва в ходе более чем семи лет реализации проектов предпрофессионального образования, достаточно большой — и уникальный, потому что нигде в мире не было аналогичной системы подготовки школьников, рассказывает заместитель директора Института развития профильного обучения Московского городского педагогического университета Антон Марко. За это время путем проб и ошибок мы пришли к созданию уникальных эффективных методов и технологий преподавания учебных дисциплин и специализированных курсов.

В этом году был введен единый стандарт предпрофессионального образования. И мы готовы сформировать общее понимание того, каким должно быть содержание учебных программ, участие каких партнеров, кроме школы, необходимо для эффективного освоения учебных дисциплин, для погружения ребят в профессию, которую им предстоит осваивать, для поддержания их позитивной мотивации в процессе обучения. Стандарт стал документом, который обобщил в себе весь семилетний опыт.

Важнейшая особенность стандарта — в том, что он закрепляет образовательный маршрут «школа — колледж — вуз — предприятие» и регламентирует действия всех перечисленных участников. Регулирует это взаимодействие проектный офис — Институт развития профильного обучения Московского городского педагогического университета. Благодаря этому предпрофессиональное образование впервые становится по-настоящему системным. Абсолютно каждый старшеклассник, независимо от того, в какой школе он учится, теперь обязательно получает весь «образовательный пакет» предпрофессионального класса. Давайте разберемся, что же он в себя включает.

Знакомство или профессия

Ключевая составляющая и общего, и профильного образования — это формирование у детей системы прочных фундаментальных знаний, в особенности по предметам, изучаемым углубленно, для того чтобы они могли продемонстрировать высокие результаты на едином государственном экзамене (ЕГЭ). Для них этот экзамен — способ предъявления знаний всему сообществу и в первую очередь вузам — в качестве вступительного испытания.

Вторая важнейшая задача — это знакомство с профессией. И наиболее эффективно оно происходит не в простых разговорах, а через освоение навыков и знаний, свойственных этой профессии. Недостаточно узнать, что в мире есть профессия инженера, — ребенок должен начать осваивать определенные знания из этой области, приобретать специфические умения, пробовать себя в решении конкретных задач. Это поможет ему понять, в чем будет состоять его дальнейшее профессиональное развитие — в вузе, на предприятии, какие задачи ему придется решать.

В итоге школьник сможет четко сказать: «Да, это мое, и я готов развиваться в этой области»

Возможно, кто-то из ребят по окончании 11-го класса скажет: «Я действительно получил много знаний, в том числе специализированных, но пришел к выводу, что эта профессия не совсем мое, я буду искать другой путь». Но, как правило, ребята ищут не диаметрально противоположный путь, а выбирают направление на стыке с тем профилем, который уже освоили. Два года предпрофессионального образования не проходят для них даром: увлеченность, заинтересованность в учебном процессе все равно удерживает их в выбранной сфере. Даже если, например, ученики ИТ-классов находят себя в креативных специальностях, они в этой сфере все равно используют знания и навыки работы с цифровыми инструментами.

Стандарт фиксирует, что одна из главных задач, которую мы ставим перед собой, — это воспитание нового поколения выпускников школы, которые становятся не просто пользователями современных технологий, а лидерами изменений в этой сфере. Мы хотим, чтобы в выбранной отрасли — неважно, инженерия это, медицина или предпринимательство — молодые люди рассматривали себя как создателей, от которых мир ждет новых инженерных решений, открытий в области медицины, прорывных стартапов.

Осознанный выбор

Как и в медицине, в системе образования один из главных тезисов — «не навреди». Предоставляя детям выбор между любыми предложениями и решениями, мы всегда опираемся именно на этот принцип. Исходя из него, можно шире посмотреть на вопрос помощи ребенку в выборе профессии.

Профориентационную работу с детьми мы начинаем не в предпрофессиональных 10-х классах, а гораздо раньше. Например, классы образовательных вертикалей позволяют ребятам еще в 7-м классе «пощупать» профессиональное пространство и понять, к чему они склонны: к освоению цифровых инструментов, к исследованиям в естественных науках или чему-то другому. Поэтому на подходе к 10-му классу ребята уже имеют определенный набор знаний о существующих профессиональных отраслях, что позволяет им сделать осознанный выбор.

Может так сложиться, что ребенок поймет, что выбранная сфера ему не подходит, и решит свой выбор изменить. В новом стандарте эта ситуация предусмотрена. В первом полугодии 10-го класса ученики начинают осваивать профильные предметы, идут на экскурсии на городские предприятия, посещают предпрофессиональные каникулы в вузах. Если после всего этого школьник оценит содержание своего образовательного трека, нагрузку и поймет, что это не его стезя, он может свободно перейти в другой предпрофессиональный или профильный класс.

В первом полугодии это сделать очень просто. Во втором — сложнее по объективным причинам: появляется разница в учебных программах. Но этой возможности ребята все равно не лишены. Нужно только написать диагностические работы и подтвердить уровень знаний по профильным для нового направления предметам.

Что такое «профессиональное окрашивание»

Предпрофессиональное образование не ограничивается акцентом только на предметах, изучаемых углубленно. Мы убеждены, что вся педагогическая команда, которая работает с предпрофессиональным классом, должна понимать и разделять общие ценности этого проекта. И транслировать их можно не только на уроках по профильным предметам, но и по любым другим.

В качестве примера: в замечательном советском фильме «Расписание на послезавтра» есть эпизод с уроком литературы в физико-математической школе. Учитель литературы, отвечая на вопрос, зачем физикам нужен Достоевский, приводит слова Альберта Эйнштейна: «Достоевский дал мне много, необычайно много, больше Гаусса». Достоевский производит в Эйнштейне душевный порыв, который позволяет ему дальше вести научные исследования. Это наш отправной тезис. Мы категорически не сторонники того, чтобы вытеснять классические произведения другими, но в то же время мы настоятельно рекомендуем там, где это позволяет программа, найти возможность сделать акценты на произведения, связанные с направлением предпрофессионального образования. Например, в инженерных и ИТ-классах полезно уделить внимание научной фантастике ХХ века, чтобы увидеть, как она отражается в реалиях XXI века: например, разобрать произведения братьев Стругацких, Станислава Лема и т. д. Так можно раскрыть через литературу образ будущей профессии.

Это касается и других предметов. Учитель в диалоге с ребятами может свободно сделать акцент на любой профессии. Например, в разговоре об авторском праве в инженерном классе учитель обществознания может упомянуть историю создания радио и разобраться, кто является его создателем де-юре и де-факто, какое место занимают в этом процессе Попов, Маркони, Тесла и т. д. А в современной ИT-инженерии совершенно необходимы знания биологии. Однажды мы решали с ребятами задачу — запрограммировать движение робота, похожее на движение слона. Дети очень долго подбирали алгоритм правильной перестановки лап с помощью электромоторов. Найти его помогла биология. Мы включили видеоролик, на котором слон шел по саванне. Ребята внимательно изучили, как он переставляет лапы, и выяснилось, что, если робота запрограммировать на такое же движение, оно получается наиболее устойчивым и быстрым.

Такие предметные акценты мы называем «профессиональным окрашиванием».

Как получить оффер еще в школе

Один из элементов образовательной программы для учеников предпрофессиональных классов — знакомство с отраслью «от первого лица». Ребята оказываются на разных предприятиях, где видят рабочие места той или иной профессии, общаются с ее представителями — от руководящих и ведущих сотрудников до молодых специалистов. При поддержке разных департаментов правительства Москвы нам удалось найти точки соприкосновения с медициной, промышленностью, ИТ-сферой.

Образовательные экскурсии очень хорошо подготовлены. Представители предприятий и методисты, сотрудники Института развития профильного обучения МГПУ, перед запуском серии экскурсий обязательно встречаются и разрабатывают экскурсионный маршрут, обговаривают содержание. А еще проектируют специализированные рабочие листы для школ, в которых содержится информация о предприятии и вопросы для закрепления материала, ответить на которые можно только внимательно послушав экскурсию. Это позволяет сделать формат интерактивным: вместо монолога экскурсовода мы получаем диалог, в котором участвуют все — и дети, и педагог, и представители отрасли.

Но это, конечно, не единственный формат знакомства с профессией

Мы должны дать школьникам возможность ощутить профессию «на кончиках пальцев». Для этого ребята проводят исследования и разрабатывают проекты на базе вузов. Причем задачи, которые они таким образом решают, зачастую сформулированы работодателем. Посредниками между детьми и предприятиями становятся базовые кафедры университетов, которые обычно и готовят кадры для этих работодателей. Это полезно, потому что представители вузов могут переформулировать постановку задачи и сделать ее более понятной школьнику.

Представители работодателей потом обязательно присутствуют на защите проектов школьников на научно-практических конференциях — «Старт в медицину», «Инженеры будущего» и других. Очень часто работодатели на этих конференциях находят будущих потенциальных сотрудников. У нас есть практика заключения отложенных трудовых договоров: ребята еще в школе заключают договоры, продолжают обучение на специализированной кафедре вуза и после нее приходят напрямую к работодателю.

Сейчас мы пытаемся сделать этот процесс более массовым. Например, в столице есть специализированная платформа «МосХаб», на которой работодатели размещают проектные задачи в области информационных технологий. Ученики ИТ-классов могут попробовать решить эти задачи, а работодатель может связаться с исполнителем, чье решение ему показалось интересным. В этом случае можно обойтись даже без отложенного трудового договора: ребята, имея базовый набор знаний и навыков, работают практически со школьной скамьи. Наша задача — поощрять и активно развивать такие практики.

Первая специальность в 10-м классе

Получив базовые фундаментальные знания на уроках, ученики предпрофессиональных классов должны освоить набор специальных компетенций, свойственных той или иной профессии. И мы уверены, что помочь им в этом лучше всего могут специалисты колледжей. Мы проанализировали, какие конкретно специальные знания ребятам точно будут нужны в том или ином предпрофессиональном классе, и определили, что из этого мастера производственного обучения в колледжах точно смогут им дать.

Например, работа инженера неразрывно связана с чертежами. Инженеры-конструкторы или инженеры-технологи обязаны их профессионально создавать. Инженеры, организующие конкретное производство, должны уметь читать эти чертежи и объяснять их рабочим, которые оперируют сложным технологическим оборудованием. Поэтому все ученики инженерных классов осваивают профессию «чертежник-конструктор» в колледжах.

Важно, что мастера производственного обучения в колледжах показывают детям не только красоту профессии, но еще и обязательную рутину. Она есть в любой профессии. У десантников есть известная поговорка: «Ты несколько секунд птица, а остальное время — лошадь, которая должна бежать». Чудо с парашютом длится недолго, после него начинается рутина. И нужно сделать так, чтобы ребята не пугались ее, а воспринимали как компонент своей работы.

Для всех предпрофессиональных классов мы нашли соответствующие «сюжетные линии»

Ребята из медицинских классов освоят профессию младшей медицинской сестры. Они поймут, что такое первая медицинская помощь, как устроено сопровождение больного на уровне младшего медицинского персонала. Врач никогда не сможет быть эффективным, не понимая, что делает человек, который работает рядом с ним и от которого не в меньшей мере зависит успех лечения.

Ученики ИТ-классов должны уверенно пользоваться компьютерами и сетями на базе операционной системы Linux. Это важнейший компонент работы в любой сфере, будь то информационная безопасность или искусственный интеллект. В медиаклассах школьники осваивают профессии оператора, фотографа или графического дизайнера. Для этой работы не нужно высшее образование, но без четкого понимания, как осуществляется продакшен, не будет эффективной и быстрой коммуникации. То же самое касается детей из предпринимательских классов: они осваивают профессию под названием «агент банка», но ее содержание касается в первую очередь вопросов, связанных с финансированием бизнеса.

По окончании обучения школьники получают документы, подтверждающие освоение профессии. Это приятный бонус: если, помимо знаний и навыков, у старшеклассника есть еще и документ, удостоверяющий их наличие, он может найти подработку по близкому ему направлению, чем молодые люди часто с удовольствием пользуются. Однако получение знаний и навыков остается главной задачей. Все обучение в предпрофессиональных классах работает с единой целью, и обучение в колледже — это один из компонентов, ведущих к ней.

Не забывайте, чему вас учили в школе

Ключевые партнеры предпрофессионального образования — это ведущие столичные вузы. Что включает в себя такое партнерство? Во-первых, руководство проектно-исследовательской деятельностью школьников со стороны ведущих специалистов вуза: профессоров, доцентов, младших научных сотрудников, аспирантов — тех людей, которые действительно профессионально занимаются научным руководством. Во-вторых, предпрофессиональные каникулы, которые дают детям возможность погрузиться в вузовскую среду, прожить несколько дней в аудиториях бок о бок с студентами, которые еще недавно были такими же школьниками. Кроме того, вузы занимаются подготовкой ребят к конкурсу «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал» — так называемому предпрофессиональному экзамену, который сдают после 11-го класса. Он позволяет и выпускникам, и проектному офису понять, каких результатов достигли ученики, и предъявить эти результаты социуму.

Взаимодействие школ и вузов решает две очень важные задачи

В первую очередь так у ребят формируется культура проектной и исследовательской деятельности в целом. А, во-вторых, пройдя программу на базе вуза, школьники понимают, что их ждет на следующей ступени образования. Через взаимодействие настраивается преемственность: ребята и их родители перестают думать, что после школы начинается другая жизнь, и воспринимают разные ступени образования как единый маршрут, на котором для успеха нужна не остановка, а плавный переход.

Например, школьники часто задают учителям вопросы, зачем им изучать те или иные темы по предметам, как это пригодится им в дальнейшей жизни. Взаимодействие с вузом, общение с преподавателями во многом помогает ответить на эти вопросы: ребята видят уровень требований к студентам, видят содержание образования и понимают, что темы, на которые иногда не хочется обращать внимание в школе, в вузе зачастую оказываются важными и приоритетными.

Все это и правда работает?

Одним из главных маркеров удовлетворенности детей и родителей нашими проектами мы считаем востребованность предпрофессиональных классов. Год от года количество классов по каждому направлению увеличивается, и это связано не с нашим желанием масштабировать проект, а с наличием запроса. Он есть у родителей и детей практически в каждом районе Москвы. Поэтому одна из задач дальнейшего развития предпрофессионального образование — сделать его максимально доступным, чтобы у каждой семьи, у каждого школьника была возможность выбрать интересующее его направление.

Источник: «Мел»

Фото: ИРПО МГПУ


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»