Доцент кафедры общей и практической психологии ИСОП Рассказова Алла Львовна провела профориентационное мероприятие в 10-ом, «социально-психологическом» классе Школы № 1561.
Встречи со школьниками выпускных классов, ориентированных на психологические дисциплины, проводятся в этой школе не первый раз. В концепции профильного обучения главной задачей является осознанный и ответственный выбор выпускником основного направления собственной деятельности.
Существенным условием проведения профориентационной работы в профильных классах является создание положительного, эмоционально окрашенного образа будущей профессии. Самым неожиданным и радостным в проведенной встрече было удивительное совпадение интересов школьников и преподавателя вуза, которая со студенческой скамьи «прикипела» к этой дисциплине, защищала кандидатскую диссертацию по социальной психологии и продолжает совершенствоваться в ней в рамках преподаваемых дисциплин: «Психология стихийного массового поведения» и «Социально-психологические аспекты спортивной деятельности». Школьники с интересом участвовали в проведении интерактивного занятия «Занимательная социальная психология», где рассказывалось о самых интересных, значимых, оригинальных и, подчас, просто шокирующих социально-психологических экспериментах.
Социальная психология — это увлекательная тема, в рамках которой было проведено множество исследований о том, как люди ведут себя в группах. Во многих случаях результаты известных психологических экспериментов контринтуитивны и противоречат ожидаемому поведению людей.
Эксперимент — это лучший способ понять сложные психологические феномены окружающего мира, осмыслить существенные и значимые события, обусловленные влиянием и взаимовлиянием людей. Представленные социально-психологические эксперименты были посвящены различной тематике: проблемам взаимодействия личности и группы, подчинения авторитету, принятию решений в группе. Естественно, что теоретические знания малоэффективны, если не подкреплены практической деятельностью. Психологические знания можно применять на практике, благодаря специальным методам психологии. Зная все основы психологии, возможно научиться воздействовать на окружающих и выстраивать с людьми дружеские отношения.
Помимо рассказа о выдающихся экспериментах в социальной психологии школьникам были предложены психологические игры:
«Дилемма узника», «Сдвиг риска и поляризация группы» и варианты тренинговых упражнений: «Интервью», «Групповой портрет», «Треугольник власти» которые позволяют сформировать у школьника навыки построения продуктивных социально-межличностных отношений, анализа социально-психологических ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, а также развивать в себе способности познания себя и других в процессе общения. Участие в играх было абсолютно добровольным, но все ученики охотно и заинтересовано принимали участие в играх и упражнениях, активно давали обратную связь, открывали другим участникам свой внутренний мир, переживания, мысли.
Хотелось бы от всей души поблагодарить преподавателей школы, которые воспитывают таких «зрелых» с психологической точки зрения учеников, настраивают их на позитивное мышление, дарят уверенность в себе. Отдельная благодарность психологу школы Марии Владимировне Ряховской за неоценимый вклад в духовное развитие и самосовершенствование своих учеников!