По данным исследований, более 30% детей приходят в первый класс с речевыми нарушениями, а каждый пятый ребенок сталкивается с трудностями в обучении. Причем у большинства эти трудности связаны с чтением. Сложности с освоением навыков чтения и письма могут встречаться даже у самых одаренных и способных школьников. И дело вовсе не в лени. А в чем?
Ноктюрн без запятых
Знакомая мама второклашки буквально плачет в трубку: «Проверяю „домашку“ сына по русскому. Пишет: „По небу летят пЦЫцы“! Прошу сказать это слово — говорит верно, а на письме все равно две ошибки в пяти буквах!». И подобные сюрпризы не первый раз. Были уже и «скзк» вместо «сказки», и «пакучая» вместо «пахучая», и «листя» вместо «листья». И много чего еще, включая полное отсутствие запятых. «Лентяй и двоечник растет!», — вздыхает родительница.
К сожалению, даже сегодня мало кто из родителей и учителей знает: дело может быть вовсе не в низкой мотивации ребенка к учебе, лени или непрофессиональной работе педагога, а в особенности работы мозга, которая приводит к дислексии и дисграфии. Хотя проблема-то — из прошлого.
«А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?». Автор этих строк Владимир Маяковский, без сомнения, смог бы. Но вот написать текст с правильно расставленными запятыми — вряд ли. Маяковский был дислексиком, ненавидел знаки препинания и не любил читать. Зато прекрасно чувствовал ритм, что ярко отразилось в его стихах. Этой особенностью отличались и другие известные личности.
Прятки с буквами
Что такое дислексия и дисграфия? Как распознать их вовремя? Чем могут учителя, родители и школа помочь ребенку-дислексику? На вопросы «Российской газеты» отвечает эксперт по теме, доцент Московского городского педагогического университета, руководитель онлайн-проекта «Школьные технологии» Ольга Величенкова.
— Термины «дислексия» — нарушение чтения — и «дисграфия» — нарушение письма — мы используем тогда, когда ребенок вроде бы регулярно ходит в школу, выполняет домашние задания, у него нет серьезных нарушений слуха и зрения, все в порядке с уровнем развития интеллекта… и при этом не справляется с учебной задачей — делает очень много ошибок.Ольга Александровна, когда можно сказать о ребенке, что он дислексик?
— Их обычно называют ошибками по невнимательности, они не на правила. Когда, например, школьник пропускает букву или вместо одной буквы пишет другую, допустим, вместо «шапка» — «сапка». Совершенно очевидно, что правила здесь ни при чем. Если таких ошибок очень много и случаются они регулярно — это может быть дисграфия. Но большое количество орфографических ошибок и родители, да иногда и педагоги часто трактуют неправильно: не знаешь правила, ленишься. А это вполне может быть дизорфография — такой термин тоже есть. Любая ситуация, когда у ребенка много любых ошибок, несмотря на достаточное участие и учителя, и родителей в обучении — сигнал задуматься.Каких, например?
— Любое атипичное поведение, необычно низкий уровень достижений — результат какой-то необычной работы мозга. Эта необычность может быть связана с разными факторами. Например, что-то происходит на ранних этапах развития ребенка еще в утробе матери или во время родов, или в раннем детстве. Но велика роль и наследственности, когда просто предопределено так называемое «индивидуальное расписание» созревания психики. Неравномерность развития психических процессов характерна для человека. Чем мы младше, тем меньше похожи друг на друга, проявление индивидуальной неравномерности ярче. Неудивительно, что к семи годам, когда ребенок приходит в школу, он может не совпадать с другими детьми, в чем-то отставать. Он догонит, но если мы ему не помогаем, это происходит медленнее. Задача родителей и всей системы образования — понимать, что происходит с ребенком, и помогать.А в чем причина? Как-то по-особому работают полушария мозга?
— Если проблема действительно есть, то нужен не репетитор, который просто будет делать дома с ребенком еще плюс пять заданий такого-то типа. Нужен логопед, часто нейропсихолог, психолог, дефектолог. А родителям, возможно, нужен семейный психолог, потому что им тяжело справляться с такой нестандартной ситуацией. Мы, родители, устав сражаться с ошибками ребенка, часто ищем ответ на вопрос «Кто виноват?», а не «Что делать?». И нам кажется, что виноват ребенок. Ведь мы так много вкладываем в него, а он ленится. Почему другие дети справляются, а наш — нет? Но ведь нам лень делать обычно то, что у нас не получается. Мы стараемся отложить то, что выходит плохо. А если бы учебная задача, которую ставят перед ребенком, была посильна? Если бы мы могли адаптировать для него материал? Он бы получал свои заслуженные четверки и пятерки. Было ли бы ему лень?Сегодня многие уже в начальной школе берут репетиторов, чтобы «ставил руку». С дисграфией, например, такое сработает?
— Сразу скажу, что родителям не стоит надеяться на то, что обычный школьный учитель им поможет. Он вполне может обладать какими-то компетенциями, но явно далеко не всеми необходимыми. Это сфера компетенции отдельных специалистов. Это уже область коррекционной педагогики. Хорошо, если логопед есть в школе. Если нет, вариант бесплатной помощи — психолого-педагогические медико-социальные центры (ППМС-центры). По федеральному законодательству, они есть в каждом регионе. В Москве это Городской психолого-педагогический центр. Если родители обращаются в Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) за созданием специальных условий обучения, то по решению такой комиссии ребенок получает право на максимальную помощь: пять часов занятий с логопедом и психологом в неделю после уроков на протяжении всей ступени обучения, например, с первого по четвертый класс. Но только если предоставить такое заключение в школу.Но школа сегодня не очень-то приспособлена под таких детей. Как быть?
— Если в школе есть логопед — да. Школа предоставляет адаптированную программу и обеспечивает занятия со специалистами. Кроме того, на основании рекомендации комиссии, ребенок получает право на особые условия аттестации, что очень важно — снимает «давление», страх получить плохую оценку.То есть дальше уже школа будет обязана обеспечить эти пять часов занятий в неделю?
— Например, плюс полчаса к времени, отведенному на контрольную работу, или особая система оценок — допустим, 10-балльная. А еще по решению комиссии дети с нарушением письма и чтения могут сдавать за девятый класс вместо ОГЭ государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Если ребенок заканчивает 11 класс, то также вместо ЕГЭ может сдать ГВЭ.Что это за особые условия?
— Ваш ребенок регулярно ходит в школу, делает домашнюю работу (сам или вместе с вами), у него нет нарушений слуха и зрения, но при этом — больше пяти ошибок в стандартном диктанте, и такая ситуация сохраняется долго — вам нужна помощь специалиста. Не надо самостоятельно решать, ленится он или это папины гены так работают. Не теряйте время. Относительно чтения важно проконсультироваться с учителем. Если он говорит, что ваш ребенок читает существенно медленнее, чем другие дети в классе, то есть даже не средне, а слишком медленно — вам нужна помощь специалиста.По оценкам экспертов, всего 13% россиян что-то слышали о дислексии и дисграфии. Остальные, столкнувшись с проблемой, будут думать, что у ребенка просто двойка из-за невнимательности. Когда нужна помощь специалиста?
Великие дислексики:
- Владимир Маяковский, поэт
- Ганс Христиан Андерсен, писатель
- Альберт Эйнштейн, ученый-физик
- Уолт Дисней, мультипликатор
- Агата Кристи, писатель
- Если большинство утверждений — о вашем школьнике, сходите с ребенком на диагностику к специалисту:
- Читает по слогам и долго (больше года) не может перейти к чтению целыми словами
- Переставляет местами слова в предложении и слоги в словах во время чтения
- Часто читает по догадке, додумывает слово или фразу вместо того, чтобы дочитать
- Иногда читает слова справа налево (например, ОН — НО)
- При чтении путает буквы, которые пишутся похоже (например, П — Н, В-Р)
- Скорость чтения значительно ниже, чем у сверстников
- Пропускает буквы или слоги
- Любит слушать чтение, читать самостоятельно, как правило, отказывается
- Читает монотонно, не соблюдает знаки препинания
Фото: МГПУ