На прошлой неделе детский центр развития «Маленький Лис», работа в котором осуществляется при поддержке лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ, посетил Мохамед Эль Мауч, профессор из университета Ченджоу (Китай).
Профессор Эль Мауч — последователь Выготского, активно интересующийся подходом Давыдова и Эльконина, а потому встреча сотрудников ресурсного центра и иностранного гостя была наполнена открытиями, живыми дискуссиями и вдохновением. Вот что рассказала ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Ольга Шиян о прошедшем событии:
Профессор Эль Мауч застал завершение утреннего круга, после которого дети отправились создавать подарки для Деда Мороза вместе с педагогами Юлией Оськиной и Галиной Жучковой. Благодаря «говорящим стенам» оказалось возможным узнать, какие задачи решали дети:«Драгоценно встретить „человека Выготского“, понимающего, что культурно-историческая концепция — это концепция свободы человека, его субъектности и творчества. То, что встреча состоялась в „Маленьком Лисе“, было очень здорово, потому что обсуждение становится глубоким и неабстрактным, если от теоретических понятий можно выходить в конкретику образовательной ситуации — и оттуда возвращаться к обсуждению понятий. А в „Лисе“ понятия буквально „проявлены“ в говорящих стенах, плакатах с детскими обсуждениями: проблемы культурного средства, мышления, игры, развития можно было обсуждать предельно конкретно — в гегелевском смысле этого слова».
- как они придумывали, что сделать, чтобы снеговик не растаял в группе;
- как пройти через лаву и не обжечься;
- как обсуждали, добрый или злой Карлсон, и находили аргументы в пользу разных точек зрения.
Мохамед Эль Мауч увидел, как могут «работать» идеи культурно-исторической психологии в дошкольном образовании, и это стало поводом для обсуждения возможностей детей: их способности обнаруживать процессы развития в окружающем мире и в самом себе, решать противоречивые ситуации, действовать субъектно — создавать собственный замысел, инициировать игру и исследование.
Благодаря общим ценностям встреча оказалась очень продуктивной и вдохновляющей для всех: «Мы поняли, что в гости пришел „наш человек“, когда сразу при входе в группу профессор обратил внимание на схему суток — круг, на котором дети изображали свой день/ночь. Время линейно или циклично? И да, такие проблемы можно обсуждать с дошкольниками, потому что „того, к чему способно тело, еще никто не определил“», — пишет Ольга Александровна.
Подробнее о том, как развивают творческое мышление дошкольников в «Маленьком Лисе», рассказала Ольга Шиян и педагоги центра на портале PRIZMA.
Фото: Ольга Шиян (МГПУ)