Top.Mail.Ru

Инклюзивное образование в области музыкального искусства

8 декабря 2023 года в Москве состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы инклюзивного образования в ДШИ, ДМШ и профильных ВУЗах» по направлению «Творческое инклюзивное образование». В рамках конференции были затронуты вопросы, связанные с опытом и перспективами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в детских школах искусств и музыкальных школах, организацией доступности и специальной образовательной среды для детей с ОВЗ разных нозологий.

Площадкой проведения конференции стал Большой зал ГБУДО города Москвы МГОДШИ «Измайлово», структурное подразделение ДМШ им. С.В. Рахманинова.
Участниками конференции стали увлеченные и талантливые педагоги, руководители учреждений дополнительного образования Департамента культуры города Москвы, специалисты, родители, ведущие представители профессионального сообщества — специалисты в области инклюзивного образования. Приветствовала участников конференции заместитель директора по научно-методической деятельности в Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства (ДОП СКИ) Алина Олеговна Березина. Она пожелала всем плодотворной работы и новых творческих свершений, отметив, что конференция позволит обменяться практическим опытом, накопленными знаниями, обсудить актуальные проблемы и найти эффективные способы их решения. Елена Валентиновна Александровна, руководитель Центра профессионального мастерства ДОП СКИ по направлению «Творческое инклюзивное образование» выразила уверенность, что широкий круг вопросов, касающихся образования детей и молодежи с ОВЗ (технологии и перспективы их обучения, профессиональная ориентация, трудоустройство и творческая реализация и др.) позволит обобщить и систематизировать представленный материал докладчиков и наметить новый вектор развития инклюзивного дополнительного образования.
Доценты института специального образования и психологии Анна Сергеевна Павлова и Жанна Игоревна Журавлева выступили с докладами на пленарном заседании, погрузив слушателей в проблематику психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного пространства школы искусств и методической компетентности педагогических работников дополнительного образования в инклюзивной среде.
Анна Сергеевна подчеркнула ценность инклюзивного потенциала современного дополнительного образования детей с ОВЗ, необходимость создания специальных условий для получения ими дополнительного образования с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Остановилась на некоторых проблемах и дефицитах (не во всех учреждениях дополнительного образования создана безбарьерная среда; в программном и научно-методическом обеспечении образовательного процесса не всегда учитывается специфика коррекционной направленности работы с детьми с ОВЗ; отсутствуют единые медицинские рекомендации с показаниями/противопоказаниями к занятиям и режиму нагрузок; педагоги демонстрируют недостаточную компетентность по вопросам сопровождения детей с проблемами развития и их родителей). Раскрыла содержание деятельности психолога, реализации задач по отношению к детям с ОВЗ, их родителям, педагогам на основе дифференцированного подхода средствами искусства и художественной деятельности.
Жанна Игоревна раскрыла понятие методической компетентности преподавателей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, как важной составляющей их профессиональной деятельности. Показала, что дополнительное образование позволяет обеспечить каждому обучающемуся с нормальным и нарушенным развитием «ситуацию успеха», содействует самоопределению личности в образовательном процессе, способствует выбору его индивидуального образовательного, профессионального и жизненного пути. Заострила внимание на потенциальных возможностях дополнительного образования детей с ОВЗ в детских школах искусства и музыкальных школах, остановилась на трудностях, которые испытывают педагоги при разработке адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, адаптации учебного материала в соответствии с нозологическими группами обучающихся, трудностях при проведении педагогического мониторинга, выборе методов, приемов, а также средств совместного обучения и воспитания, обучающихся с ОВЗ и их нормативно развивающихся сверстников. Подчеркнула важность своевременного повышения квалификации преподавателями ДШИ и ДМШ, получения профессиональной переподготовки и высшего образования на уровне магистратуры для формирования инклюзивной культуры.
Процесс инклюзивного образования детей и молодежи в детских школах искусств и музыкальных школах достаточно сложен и длителен, поэтому вопрос об условиях его организации и содержания является актуальным и своевременным, решение которого поможет достаточно обоснованно ответить на те вызовы, которые сегодня выдвигает современный социум перед отечественной системой дополнительного образования.



Студент МГПУ победил на Московской лиге чемпионов


27 ноября 2024 г.


Ярослав Гураш — победитель и лучший спикер одного из самых масштабных турниров по парламентским дебатам в Москве, в котором МГПУ представили шесть команд

Промыслы Подмосковья — символы России


26 ноября 2024 г.


23 ноября члены ветеранской организации посетили с экскурсиями города Подмосковья, известные места российских промыслов - Павловский Посад, Гжель, Ликино-Дулево