29 ноября 2023 года при поддержке Российского научного фонда в НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ состоялся региональный экспертный семинар по теме «Конкурентноспособный преподаватель для цифровой экономики». Участие в семинаре приняли педагогические работники и управленческие кадры системы общего и высшего образования.
На семинаре коллектив ученых под руководством директора НИИ УГО МГПУ Светланы Вачковой представил результаты теоретического исследования проблемы конкурентоспособности преподавателей сферы общего образования и сферы высшего образования для цифровой экономики.
Исследование включало три направления анализа: анализ научных работ, анализ данных официальных интернет-ресурсов образовательных организаций (сайты школ, сайт МГПУ) и анализ нормативно-правовых документов.
В ходе мероприятия удалось обсудить следующие вопросы:- Каким набором компетенций (способностей, навыков, знаний) обладает конкурентоспособный преподаватель?
- Насколько соответствует набор компетенций, определенный в результате теоретического анализа, реальной практике школ и вузов?
- Как распределяются компетенции по степени их важности для конкурентоспособного преподавателя?
- Какие факторы влияют на конкурентоспособность преподавателя?
Раскроем подробнее ответы экспертов на последний вопрос. Они выделили 11 факторов, которые влияют на конкурентоспособность преподавателя. К ним относятся:
- Организация. Рейтинг школы или вуза, инновационная среда, в том числе сопровождение карьерных стратегий, международное сотрудничество
и т. п. ; - Цифра. Данные, сервисы и инструменты, искусственный интеллект, сетевое взаимодействие, дистанционная работа;
- Опыт. Общий стаж работы, стаж работы в организации;
- Нормативные правовые акты. Приказы, положения, инструкции, стандарты, распоряжения, эффективный контракт
и т. д. ; - Образование. Непрерывное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, самообразование, ученая степень;
- Наука. Публикации, гранты, научно-исследовательские проекты;
- Новая (цифровая) дидактика. Инновационные педтехнологии, цифровые педагогические инструменты, наставничество, цифровой контент, дистанционное, смешанное обучение;
- Культура. Ценности, мировоззрение, культурный контекст;
- Обучающиеся. Образовательные результаты обучающихся, студентов;
- Личностные качества. Инициатива, ответственность, самостоятельность;
- Конкурсы. Технологии аттестации, технологии конкурсного отбора, стимулирование, аттестация.
Подробная информация об источниках теоретического исследования, а также ответы на другие вопросы, которые обсудили спикеры во время семинара, отображены в инфографике ниже.
Видеозапись семинара можно посмотреть по ссылке.
Фото: Кирилл Пронин (МГПУ)