9 ноября 2023 года доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии Московского городского провела в мастер-класс «Нейропсихолог — в каждом из нас» в ГБОУ Школа № 536.
Встреча состоялась в рамках профориентационной работы института по знакомству школьников с современными направлениями психолого-педагогических наук.
Нейропсихология — молодая развивающаяся наука на стыке медицины, психологии и физиологии и имеет большие перспективы применения в педагогической практике. Основным объектом изучения является мозговая организация психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.
Ученики 8−10-х классов не только познакомились с новым для них направлением науки, но и узнали нейропсихологические основы поведения в норме и при нарушении развития. Во время беседы о деятельности головного мозга, как единой системе, состоящей из дифференцированных отделов, выполняющих различную роль в реализации психических функций, у ребят сложилось понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением человека. Обучающиеся попробовали применить простые, и эффективные методы диагностики зрительно-пространственного праксиса, оптического гнозиса.
Елена Геннадьевна раскрыла участникам понятия основных механизмов формирования поведения, такие как иррадиация и индукция, которые основываются на взаимодействия процессов возбуждения и торможения в нервных центрах, подробно разобрала их на примерах поведения литературных героев. Например, почему главный герой поступил именно так:
Я хорошо пел, наверное, даже было слышно на другой улице:
— Лавиною стремительной! Мы мчимся вперед… Ура…
Красные всегда побеждают! Отступайте, враги! Даешь!!!
Я нажал себе кулаками на живот, вышло еще громче, и я чуть не лопнул:
— Мы врезались в Крым!
Тут я остановился, потому что я был весь потный и у меня дрожали колени.
(«Денискины рассказы» В. Драгунский)
Оказалось, что поведение можно спрогнозировать, предсказать и объяснить на основе базовых законов нейропсихологии!
Ребята активно включались в интерактивную игру, тренировались определять суть нервно-психических процессов. Разобрали и проанализировали поведение героев «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина А.С., героев рассказа В. Пановой «Сережа». Ребята заинтересовались данной проблемой и быстро освоили разобранные приемы, придумали и зачитали свои примеры. Встреча стала своеобразной платформой для обмена мнениями, общения, в процессе которого у учеников рождались смелые идеи!
Каждый участник мастер-класса получил новые знания, открыл в себе исследователя.