С 14 по 16 октября 2023 года в Москве прошло «самое яркое образовательное событие осени», как его охарактеризовали участники, — уже третий по счету форум «Сквозные образовательные траектории». В этом году участие в нем в качестве ведущего секции, а также члена жюри принял Евгений Крашенинников, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.
Как же устроена работа форума? На первом этапе представители школ и детских садов присылают заявки с описанием своих проектов по решению образовательных проблем. В этом году организаторы приняли более 1300 заявок со всей страны. На втором этапе финалисты, чьи проекты были поддержаны, встречаются с экспертами на форуме, где происходит очное представление проектов, оценка работ членами жюри, а также работа по решению кейса, в ходе которой члены жюри изучают способность каждого к созидательному взаимодействию и творческому подходу к проблемам. Параллельно разворачиваются творческие пространства:
- киноклуб (просмотр и обсуждение фильмов, снятых детьми);
- театральная студия (ее участники буквально за пару дней готовят и ставят иммерсивный спектакль);
- студия телесной терапии
и т. п.
Евгений Крашенинников провел для участников форума секцию «Игровые формы и методы обучения», рассказав о том, как проекты с элементами геймификации позволяют более эффективно осваивать учебные программы, развивать компетенции, повышать мотивацию к обучению и формировать социальный опыт. Кроме того, Евгений Евгеньевич стал членом жюри: он участвовал в экспертизе проектов и проводил консультации для финалистов.
Евгений Евгеньевич рассказал, в чем, по его мнению, заключается особая ценность прошедшего мероприятия:
«Проигру в образовании говорят все. Воспитатель детского сада знает, что игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Учитель начальной понимает, что игровые методы могут помочь в работе. Педагог основной школы „стонет“, что компьютерные игры отвлекают от учебы.
Но не каждый воспитатель догадывается, что-то, чем занимаются дети в саду не имеет отношения к той игре, в которой возникают ведущие психологические новообразования дошкольного возраста. И не каждый учитель осознает, что дидактическая игра может притормаживать ребенка в развитии, не давая формироваться новой деятельности. Ну и точно далеко не каждый педагог уверен в том, что компьютерные игры являются мощным педагогическим средством не только потому, что от них никуда не деться и приходится использовать, а потому что в них таятся огромные возможности развития мышления и креативности, социальных и коммуникативных способностей, инициативности и ответственности.
А когда ищущие люди, работающие в образовании, встречаются в интеллектуально насыщенной атмосфере общего творчества, эффект заключается не только в продвижении конкретных проектов, а в создании общего содержательного и очень напряженного понятийного поля и в стимулировании дальнейшего поиска идей и решений».
Фото: Обрсоюз