В честь российского Дня бабушек и дедушек «Газета.Ru» выпустила материал о том, почему в сюжетах русских сказок так часто фигурируют старики, а не среднее поколение родителей. Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, пояснила:
Все дело в том, что дед и бабка — это аллегорические фигуры, которые служат для создания образа тяжелой жизни. Семья в сказке — это архетип, символ, а не точное отражение реальности. Что бы ни произошло — дети погибли или их вообще не было — именно в этом кроется конфликт сказки. Это завязка, с которой начинается развитие сюжета.
Возрастной пробел
Дедушка и бабушка — самые популярные персонажи русского фольклора. Именно они испекли колобка, вытянули репку, были владельцами курочки Рябы, вырастили Машу перед походом к Медведю, а также присматривали за Аленушкой и братцем Иванушкой. У многих современных детей возникает резонный вопрос: а где же родители? Люди, выросшие в эпоху доминирования реализма в искусстве, недоумевают, почему не существует сказок с началом «жили муж с женой», хотя именно вокруг них должна строиться семья. Ответ на этот вопрос хорошо понятен этнографам и специалистам по фольклору, — народное творчество посвящено не конкретным людям с именем и датой рождения, а образам и символам.
Бабушки и дедушки в сказке почти всегда одиноки, об их взрослых детях ничего не известно. Таким образом, они находятся в тяжелой и аномальной для русского крестьянства ситуации. В ту эпоху, когда сформировались основные сказочные сюжеты, семья из двух человек была редкостью, и потому пожилым людям требовалось найти помощников, как правило — из нового поколения.
Какими видели стариков?
Необходимо помнить, что дед и бабка в русских сказках — вовсе не современные родственники возрастом за 70, которые смотрят телевизор и иногда кормят внуков конфетами. В старые времена в деревнях пожилыми могли считаться люди старше 40, а уж 50-летняя женщина точно воспринималась как «бабушка». Старость наступала намного быстрее из-за отсутствия эффективных медикаментов и значительно более короткой продолжительности жизни.
Также по сюжету сказок заметно, что дед и бабка не обладают большой мудростью и не выступают как «старейшины» больших патриархальных семей. Пожилой возраст скорее свидетельствовал о трудной жизни и бедственном положении, чем о статусе наставника. Современный образ дедушки и бабушки сложился лишь в XX веке. Как считает Екатерина Асонова, особенно возросла их роль в воспитании внуков в 1990-х годах, что отражено и в современной детской литературе.
А как же Баба Яга?
Молодые герои сказок часто взаимодействуют с необычными стариками, вроде Бабы Яги. Иногда они враждебны, иногда помогают героям, делятся мудростью и направляют их на путь. В любом образе, Баба Яга ничуть не похожа на других несчастных пожилых людей мира русского фольклора. Доцент МГПУ Екатерина Асонова пояснила:
У Бабы Яги множество ролей и лиц, но в наиболее характерных сюжетах она «сторожит» проход в потусторонний мир — Тридевятое царство. Избушка на курьих ножках всегда расположена в темном, дремучем лесу, который символизирует границу «обычной» реальности. Костяная нога Бабы Яги также указывает на связь с мертвецами. То же самое касается других, откровенно нереальных старых персонажей, вроде старичка-лесовичка, который отражает славянские представления о хозяине леса — лешем.Она — не бабушка в классическом понимании этого слова, скорее, выступает как страж на границе двух миров.