В рамках Фестиваля «Наука+. Ученые в школы» 6 октября 2023 г. в школе 1285 г. Москва прошел логопедический квест. Его организация осуществлялась в гибридном формате: основное мероприятие прошло в школе, в тесном контакте с учащимися 9 классов, тогда как модерация представителями ИСОП МГПУ велась дистанционно.
Командой от ИСОП в лице студента-бакалавра Александры Клишиной и доцента кафедры логопедии Юлии Александровны Шулекиной была подготовлена интерактивная игра, направленная на знакомство учащихся старших классов с ресурсами МГПУ, его символикой, основными направлениями профессионального обучения. Узкой задачей ставилось привлечение внимания учащихся к сфере специального образования для включения ИСОП МГПУ в базу приоритетных образовательных организаций для построения старшеклассниками своего профессионального образовательного маршрута.
В ходе логопедического квеста учащиеся смогли:
- получить представления о логопедии, актуальности логопедических исследований в современном образовании;
- оценить прикладные достоинства логопедии в свете различных социальных практик;
- познакомиться с личным опытом студента ИСОП, увидеть творческое начало в педагогической деятельности учителя-логопеда;
- оценить свои возможности и перспективы в стремлении к самореализации по позициям «я ученый» и «я практик».
Положительным итогом логопедического квеста стала обратная связь от его участников. Учащиеся выполнили тематические мемы, ассоциированные с логопедией, а также выразили свое мнение о привлекательности представленного направления обучения с точки зрения выбора будущей профессии.
Проявленный интерес учащихся старших классов к логопедической тематике подтвердил необходимость популяризации знаний о специальном образовании в среде молодежи через привлечение школ к профориентационной работе вуза. В этом отношении Фестиваль «Наука+. Ученые в школы-2023» показал свою эффективность как широкая информационная площадка, закрепляющая в сознании будущих педагогов положительный образ и значимость специального и инклюзивного образования.
Своими впечатлениями поделилась руководитель и соавтор логопедического квеста к.п.н., доцент кафедры логопедии Юлия Шулекина.
Юлия Александровна, был ли у Вас похожий опыт организации интерактивных игр для учащихся?
— Да. Опыт проведения в рамках Дней науки МГПУ в 2020 и 2021 гг. интерактивных игр, основанных на решении логопедических кейсов студентами-логопедами, несомненно, помог сориентироваться в потребностях и интересах подростковой аудитории. Результатом стала разработка логопедического квеста, сочетающего информационные элементы, когнитивные задачи, игру и коммуникативное ассистирование. Благодаря грамотному сочетанию названных элементов нам удалось получить эмоциональную обратную связь от старшеклассников, с которыми, как известно, не так просто наладить контакт.
Кто был идейным вдохновителем такого интересного проекта?
— Разработкой контента занимались два человека: большинство идей было предложено студенткой 402 группы (логопедия) Клишиной Александрой, ей же принадлежит дизайнерское оформление квеста. Вместе у нас получилось сделать доступный старшеклассникам просветительский контент, воспринимать который было легко и увлекательно. Даже учитель, присутствовавшая на мероприятии, не осталась равнодушной и задала несколько вопросов. Было приятно наблюдать, как у нашей ведущей горели глаза, в голосе звучали уверенные нотки будущего учителя-логопеда, как живо она работала с аудиторией и удерживала внимание детей на протяжении часа. Хочется, чтобы в дальнейшем наши талантливые студенты не теряли профессионального энтузиазма и, насколько это возможно, своим примером достижений, своим горением и любовью к выбранной специальности по-хорошему заражали молодежь, вели за собой.
А были какие-нибудь трудности при проведении квеста?
— Да, мы столкнулись с проблемой, которую можно назвать «немотивированная аудитория». В самом начале квеста старшеклассники были настроены скептически — это читалось по их глазам, позам, отдельным репликам и даже молчанию. Скорее всего, мероприятие представлялось им очередной скучной лекцией, которая будет транслироваться взрослым серьезным учёным, далеким от реальной жизни. Но по мере продвижения по игре вовлеченность учащихся заметно возросла, и многим действительно захотелось узнать, чем занимается учитель-логопед, каков рейтинг этой профессии среди других специальностей, проверить, какие личностные качества помогут каждому стать логопедом.
У вас получилась замечательная команда! Есть ли планы расширять формат подобных мероприятий для привлечения абитуриентов в МГПУ?
— Конечно, мы планируем совершенствовать платформу интерактивных игр, поскольку данный формат информирования, как мы увидели, наиболее привлекателен для современных школьников. Идя в ногу со временем, мы стараемся быть интересными молодежи, чтобы образ ученого ассоциировался не с «сушеными акулами» (образ из к/ф «Весна»), а с прогрессивно думающими, креативными, творческими молодыми людьми, способными профессионально развиваться и строить свое будущее с опорой на это развитие.