Top.Mail.Ru

Новые подходы к профессиональному развитию учителя-логопеда

16 октября 2023 года состоялось плановое заседание рабочей группы по вопросам образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов) по вопросам образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи.

Заседание было посвящено теме: «Подходы к профессиональному развитию учителя-логопеда в рамках Национальной системы учительского роста». Участие в заседании приняли члены экспертного совета, представители региональных органов государственной власти, научного сообщества и образовательных организаций.

Открыла заседание Маргарита Николаевна Русецкая, д.п.н., председатель экспертного совета по вопросам образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи. Президент общественной профессиональной организации «Российская ассоциация дислексии», директор Корпоративного университета Московского образования. В своем выступлении она подчеркнула актуальность обсуждаемой темы и рассказала о подходах к оценке профессиональных компетенций учителя-логопеда в рамках Национальной системы учительского роста.

Елена Леонидовна Ворошилова, к.п.н., доцент, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» остановилась на проблемах и ресурсе непрерывного профессионального развития педагогов как одного из принципов Национальной системы учительского роста.

В ходе заседания представители г. Москвы, г. Санкт-Петрбурга, Омской области, г. Курска, г. Самара, Тюменской области рассказали о существующей практике организации сопровождения профессионального развития учителей-логопедов.

Наталья Николаевна Яковлева, заведующая кафедрой специальной (коррекционной) педагогики ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования представила систему непрерывногое профессионального образования учителей-логопедов в г. Санкт-Петербурге. Оксана Владимировна Груздева, заместитель Министра образования Омской области представила модедь научно-методического сопровождения профессионального развития учителей-логопедов Омской области. Российская Елена Николаевна, к.п.н., заместитель председателя комитета образования г. Курска и Гаранина Лариса Алексеевна, к.п.н., доцент, декан дефектологического факультета Курского государственного университета рассказали о новых форматах профессионального роста учителя-логопеда.

Яковлева Ирина Викторовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии Тюменского областного государственного института развития регионального образования в своем выступлении остановилась подходах к профессиональному развитию учителя логопеда на примере Тюменской области.

Барановская Татьяна Альбертовна, начальник управления проектирования и разработки инструментария оценки качества образования ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования"и Редкозубова Ольга Сергеевна, начальник управления организации и сопровождения независимых оценочных процедур ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» представили существующие наработки по профессиональная диагностика учителей-логопедов в г. Москве.

В ходе заседания также выступили Ольга Николаевна Щетинкина, заведующая МБДОУ «Детский сад № 1» г. Самара, и Елена Витальевна Мазанова, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 1», победительница конкурса «Учитель-логопед года» 2023 года. Они рассказали о роли конкурсов профессионального мастерства в профессиональном становлении учителя-логопеда.

В ходе дискуссии выступающие подчеркнули актуальность детальной проработки вопросов персонификации образовательных маршрутов учителей-логопедов в соответствии с уровнем профессиональных компетенций, наличием профессиональных затруднений и образовательным запросом, уточнения дискуссионных вопросов разработки профессионального стандарта для медицинских логопедов, основ системы контроля и аккредитации различных коммерческих негосударственных курсов повышения квалификации и профессионального мастерства учителей-логопедов, усилению медико-биологического блока в профессиональной подготовке учителей-логопедов.

На заседании был поднят крайне важный вопрос о необходимости укрепления межрегионального взаимодействия при разработке и реализации программ подготовки учителей-логопедов.

Пообщались с Филатовой Ириной Александровной — возглавляющей кафедру логопедии института специального образования и психологии и представляющей институт в следующих рабочих группах: рабочая группа по вопросам образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов) и рабочая группа по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с тяжелыми множественными нарушениями развития Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов).

Ирина Александровна, расскажите, пожалуйста, о цели деятельности рабочей группы по вопросам образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов).

Совет был создан в 25 января 2019 года на основании Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации. В рамках деятельности Совета была организована рабочая группа по вопросам образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи, в состав которой вошли ведущие ученые и специалисты страны в области логопедии, представители федеральных и региональных органов управления образованием. Целью деятельности группы являются разработка и подготовка предложений Министерству просвещения по совершенствованию условий образования людей с нарушениями речи, развитию системы их комплексной абилитации.

Какие идеи, направленные на развитие Института специального образования и психологии, возникли у вас по итогам заседания рабочей группы, которое прошло на базе Московского городского педагогического университета в рамках V Недели осведомленности о дислексии и других трудностях в обучении?

Для меня большая честь быть представителем нашего университета в составе рабочей группы при Совете Министерства просвещения. Особую гордость испытываю за то, что Московский городской педагогический университет стал главной площадкой проведения мероприятий Ассоциации родителей детей с дислексией и заседания рабочей группы. Члены нашей рабочей группы смогли принять участие в работе международной научно-практической конференции по вопросам дислексии «Прикладные аспекты диагностики и коррекции нарушений чтения и письма у детей», научных и методических сессий, круглых столов, мастер-классов, по достоинству оценить работу института специального образования и психологии. Считаю, что коллектив нашего института в полной мере проявил перед профессиональным и родительским сообществом свою организованность, сплоченность и высокий творческий потенциал. Полагаю, что этот презентативный опыт очень важен для всего университета и его необходимо продолжать.

Импонирует, что к реализации многих идей, прозвучавших в докладах на заседании рабочей группы, преподавательский состав института уже приступил. Например, важными для обсуждения стали вопросы непрерывного профессионального развития педагогов и разработки систем независимой профессиональной оценки учителя-логопеда. К решению этих вопросов мы в институте уже приступили, постоянно обновляя содержание и модифицируя стратегию реализации программ ДПО, реализуя проект по разработке стратегии и содержания независимой сертификации логопедов.



В ИИЯ подвели промежуточные итоги «Лиги исследователей»


27 ноября 2024 г.


В ряде секций ИИЯ открытой студенческой конференции «Лига исследователей 2024» уже подвели итоги

Доцент ИИЯ в полуфинале Всероссийского конкурса «Знание. Лектор»


27 ноября 2024 г.


По итогам оценки пяти проведенных лекций, посвященных проблеме происхождения языка, основным языковым уровням и их специфике, доцент кафедры китайского языка Софья Маннапова прошла в полуфинал конкурса