Доцент Московского городского педагогического университета Ольга Величенкова в интервью «Газете.Ru» рассказала, какие действия можно предпринять, если у ребенка возникают проблемы с пониманием прочитанного текста:
Подбирайте текст по возрасту и возможностям ребенка. В случае с начинающим читателем лучше брать тексты, которые не содержат длинных предложений, сложных слов, сложносочиненных конструкций, требующих серьезной умственной работы по пониманию грамматики. Например, в словосочетаниях «мальчик спасен девочкой» или «девочка спасена мальчиком» ребенку разобраться непросто, хоть они и состоят из трех слов.
Величенкова посоветовала останавливаться на непонятных словах, спрашивать у ребенка их значение, просить подобрать синонимы. А также выбирать адаптированные тексты, напечатанные крупным рубленным шрифтом с полуторным интервалом. Важное значение в понимании могут сыграть картинки:
Картинки нужны, чтобы маленький читатель, который испытывает технические сложности, все-таки понимал, о чем речь. При этом иллюстрация должна не просто фиксировать внимание на объекте и быть яркой, а содержать значимые признаки предмета — так закрепляется связь между зрительным образом и словом.
Помочь в более осознанном чтении могут графические романы:
Используйте комиксы или креолизованные тексты, где часть написана, а часть нарисована, например, в предложение вставлена картинка, и она подсказывает ребенку, как прочитать и понять предложение.
Для более взрослых детей, по словам доцента, работает чтение с карандашом. Прочитывая абзац, ребенок должен выделить ключевое слово, которое ему нужно запомнить:
Прием с карандашом поможет ребенку контролировать процесс чтения. Опираясь на выделенные слова, школьник сможет проще восстановить в памяти то, что только что прочитал, и пересказать это.
Источник
Фото: МГПУ