Профессор МГПУ Борис Куприянов провел исследование школьной вовлеченности. Команда по запросу Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа вместе с коллегами из Научно-исследовательского финансового института Минфина России в 2022—2023 годах реализовывала проект по внедрению инициативного бюджетирования в общеобразовательных организациях региона. Результаты этого эксперимента позволили сделать вывод:
Активное участие в финансовой сфере образовательной организации повышает вовлеченность ребят в школьную жизнь и позитивно влияет на их самооценку, а также на восприятие своих возможностей.
Считаем школьные деньги вместе
Практика инициативного бюджетирования, когда участники какого-либо сообщества, например, горожане, сами распределяют часть общественных финансов, впервые появилась в конце 1980-х годов в Бразилии. Впоследствии эту новацию переняли другие страны. Во Франции партисипаторная система стала использоваться в школах: ученикам позволяли участвовать в распределении части бюджета учебного заведения. Еще дальше пошли в Португалии, сделав подобную практику частью жизни каждой школы: в стране одновременно и повсеместно празднуется День школьника, когда все учащиеся голосуют за актуальные проекты, выбирая те, которые будут профинансированы.
В России школьное инициативное бюджетирование практикуется в 19 регионах, в том числе на Алтае, в ЯНАО, ХМАО, Ярославле, Калининграде, Костроме, Самаре и Санкт-Петербурге. В рамках этого проекта ученики средних и старших классов участвуют в обсуждении и принятии решения, как распределять «бюджет участия» — часть школьных финансов, выделяемых на эти цели. Это могут быть разные суммы, от 150 тыс. до 3 млн руб. Ребята предлагают свои идеи по совершенствованию школьной среды и жизни детско-взрослого сообщества, а победивший в общешкольном голосовании проект получает финансирование.
Вовлеченность как предмет исследования
В 2022 году в семи школах ХМАО, в которых применяется инициативное бюджетирование, исследователи изучали влияние данной практики на психоэмоциональное состояние и социальную активность школьников. В исследовании приняли участие 182 ученика. С помощью авторской методики были измерены 11 параметров школьной вовлеченности учащихся.
По наблюдениям, основной дефицит современной школы — это пространство, в котором ученики могут просто общаться. Поэтому большинство детских идей касаются того, как обустроить эти локации: где поставить мягкие пуфики, как расписать стены и оборудовать уголок для настольных игр, в каких местах установить больше розеток для зарядки мобильных телефонов.
Когда же школьники чувствуют, что предложения могут быть воплощены в жизнь, рождаются неожиданные и продуктивные идеи. Так, в одной из школ ХМАО шестиклассник предложил в каждый стул вкрутить дополнительные болты, чтобы они перестали скрипеть. Расходы на реализацию его инициативы составили всего 300 рублей в расчете на одно классное помещение.
Это и есть проявление школьной вовлеченности на уровне конкретного социального действия. Конечно, такое было бы невозможно без соответствующей атмосферы в школьном сообществе. Ребенок видит, что сверстники выдвигают идеи улучшения школьной жизни, обсуждают их актуальность, превращают инициативы в проекты, публично защищают свои разработки. Так создаются новые тренды школьной жизни, и появляются такие шестиклассники с живыми идеями.
Как повысить вовлеченность детей в школьную жизнь?
Но не все так просто. Чтобы повысить сопричастность учеников к жизни школы, необходимы три основных момента.
Первое: готовность администрации и, прежде всего, директора, к изменениям. Руководство должно осознать, что без школьной вовлеченности все, что оно делает, будет приниматься и детьми, и родителями «в штыки».
Второе: желание педагогов общаться, разговаривать с детьми про содержательные вещи, в том числе про организацию школьной жизни, воспринимать критику. Нужно быть готовыми к тому, что это будут непростые разговоры, потому что в них будет выявляться все то, чем недовольны дети.
Третье: организация настоящего, работающего ученического самоуправления. Это может быть школьное инициативное бюджетирование, соучаствующее проектирование или что-то другое. Главное, чтобы самоуправление не было номинальным, а действительно работало. Когда ребенок чувствует, что он является субъектом изменений, от него что-то зависит, его спрашивают, он принимает решения, которые влияет на жизнь школы, он, как бы это пафосно ни звучало, становится патриотом своей школы.
Фото: Freepik