Воспитывать — значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам.
А. Моруа
В жизни каждого взрослого человека был воспитатель, разделивший с ним важный и трепетный период — детство. Защитник, помощник, советник, друг, наконец, вторая мама, которая находится с ребятами в дошкольном отделении на протяжении целого дня, помогая адаптироваться к новому этапу в жизни. Это не только профессия, но и призвание, ведь роль воспитателя в формировании личности дошкольника велика. Со щемящей и приятной тоской в сердце мы вспоминаем время, когда с помощью игры мы познавали увлекательный и удивительный мир, где проводниками являлись дошкольные работники: воспитатели, помощники воспитателей, логопеды, музыкальные руководители и другие.
Сегодня в России отмечается общенациональный праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников. Праздник был учреждён по инициативе ряда российских педагогических изданий в 2004 году. Данная дата была выбрана не случайно: в 1863 году открыли первый детский сад в Санкт-Петербурге. В этот день во всех дошкольных учреждениях проходят праздничные концерты, мастер-классы, «Весёлые старты», дни открытых дверей, цель которых — привлечь внимание к труду воспитателя, формирующего маленькую личность.
Как влияли сменяющиеся эпохи на развитие дошкольного образования? Какую роль играло устное народное творчество в воспитании? Почему няни писателей оказали огромное влияние на их творчество? Какие произведения им посвящены? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Дню воспитателя и всех дошкольных работников.
История развития дошкольного образования
На Руси дети всех возрастов воспитывались в семье. Они готовились к труду и выполнению основных социальных ролей. Ведущими средствами воздействия выступали элементы фольклора — потешки, пестушки, скороговорки, загадки, народные игры и другие жанры, которые передавались из уст в уста. В сценарии урока «Жанры русского песенного фольклора: эпические, лирические песни, частушки» можно проследить особенности жанров, а сценарий «Жанры русской народной песни. Детский и материнский фольклор» познакомит с основной задачей колыбельных. После Крещения Руси важную роль в воспитании подрастающего поколения играла церковь.
В XVIII веке Епифаний Славинецкий составил педагогическую книгу «Гражданство обычаев детства», в которой излагались правила поведения в обществе, например, гигиена ребёнка, значения выражений лица, мимики, поз. Также в сборнике особое место занимала глава об играх, содержащая рекомендации для детей дошкольного возраста. В данный период происходило множество реформ, осуществляемых Петром I. В 1763 г. открылся первый воспитательный дом, предназначенный для детей от 2 до 14 лет. Воспитанники в игровой форме осваивали огородное и садовое дело, домоводство. С 7 лет дети обучались грамоте и счёту. Сценарий урока «Культура Российского государства в первой четверти XVIII века» и приложение «Образование в России в XVIII веке» расскажут о создании общеобразовательных учебных заведений в эту эпоху.
В первой половине XIX столетия появились общественные деятели, которые внесли значительный вклад в развитие дошкольной педагогики, такие учёные мужи, как В. Г. Белинский и К. Д. Ушинский. Материал «К. Д. Ушинский „Наше Отечество“» познакомит с рассказом педагога и писателя, а интерактив «К. Д. Ушинский „Что хорошо и что дурно?“» поможет младшим школьникам распределить черты характера человека по группам.
К концу XIX — началу XX веков стало постепенно расти количество дошкольных учреждений, предназначенных для детей из бедных семей. Это были фабричные ясли и народные детские сады, которые появлялись при производствах, где работали родители. Также существовали платные детсады для малышей состоятельных родителей. В приложении «Краткая история российского образования XVIII — начала XX веков» вы найдёте любопытный факт о важном законе. В 1900 г. в Москве появился первый сад для глухонемых детей.
Выдающимся учёным и педагогом была Е. И. Тихеева, создавшая оригинальную теорию дошкольного воспитания. Преемственность воспитания в детском саду, семье и школе, методика развития речи ребёнка, разумная дисциплина, чёткий режим дня — всему этому она уделяла важное значение. С 1917 года дошкольное образование стало активно развиваться. На базе Московских высших женских курсов организовали педагогический факультет с дошкольным отделением.
В годы Великой Отечественной войны работа по дошкольному воспитанию усложнилась, поскольку многие дошкольные учреждения были разрушены, а новые создавались при эвакуированных предприятиях. Из материала «Дети на войне» учащиеся узнают о вкладе мальчишек и девчонок в общую победу в Великой Отечественной войне, а сценарий классного часа «Дети-партизаны Великой Отечественной войны» расскажет о подвигах маленьких героев. Пребывания детей в детских садах увеличилось, и появились группы с круглосуточным пребыванием. Возникли дошкольные интернаты и детские дома. К концу войны ситуация изменилась, число дошкольных учреждений в стране выросло и количество мест в них даже превысило довоенный уровень.
Сегодня дошкольное образование учитывает накопленный педагогический опыт, современные технологии и методы обучения, а также акцентирует внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Видеоурок «Воспитатели. Ю. И. Ермолаев» познакомит младших школьников с рассказом, где роль воспитателя решили на себя примерить второклассники, а с помощью интерактива «Школьник и дошкольник» можно узнать ситуации, которые чаще всего встречаются в жизни дошколят.
«Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»
Они воспитывали писателей XIX века из дворянских семей и являлись незаменимыми помощницами в художественном процессе авторов, их образы встречаются в творчестве и воспоминаниях многих русских деятелей. Оставаясь в тени, няни прививали любовь и уважение к простому человеку, русской культуре, слову.
Самая знаменитая няня, которую мы, кажется, знаем с самого детства — Арина Родионовна. Сценарий урока «А. С. Пушкин „Няне“» расскажет, как она помогла А. С. Пушкину в период ссылки поэта. Няня знала множество сказок, частушек, поговорок, присказок, не умела читать, но её мудрость и меткие выражения легли в основу сказок А. С. Пушкина. Например, «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мёртвой царевне». Интерактивный материал «А. С. Пушкин „Няне“» познакомит с устаревшими словами и их значениями. Всю свою любовь, сердечность и доброту Арина Родионовна отдала поэту. А. С. Пушкин посвятил ей такие стихотворения, как «Няне», «Зимний вечер», «Городок». С помощью приложения «А. С. Пушкин „Няне“» можно восстановить текст произведения, а одноимённое задание даст возможность его проанализировать.
Няня Ф. М. Достоевского вырастила всю семью писателя. Фёдор Михайлович вспоминал, что Алёна Фроловна рассказывала «такие славные сказки», и часто говорил о ней детям. Няня упоминается в «Бедных людях», «Бесах» и в «Дневнике писателя» за 1876 г. Интерактив «Бедные люди» познакомит с особенностями романа, а с помощью одноимённого приложения можно соотнести портреты и характеристики героев. Тест «Ф. М. Достоевский „Бедные люди“» расскажет об истории создания произведения. В «Дневнике писателя» есть фрагмент, в котором повествуется о пожаре в имении родителей Достоевского. Сгорели избы, амбар, скотный двор, запасы зерна. Алёна Фроловна, не бравшая жалованья уже несколько лет, предложила все свои сбережения Достоевским, но денег семья у няни так и не взяла.
Тест «И. А. Гончаров „Обломов“. Сон Обломова» познакомит со сказкой, рассказанной няней главному герою. Из уст своей няни Гончаров узнал множество легенд, песен, поговорок, былин, а всю любовь выразил во взаимоотношениях маленького Илюши Обломова со своей воспитательницей. Из видеоурока «Анализ главы „Сон Обломова“» вы узнаете, почему И. А. Гончаров назвал данный фрагмент «увертюрой ко всему роману».
Образ няни — один из наиболее ярких и запоминающихся в литературе. Многие писатели использовали его в своих произведениях, чтобы передать заботу и поддержку. Няня стала символом любви, преданности и самопожертвования. Сегодня уникальным является воспитатель и дошкольный работник, соединивший в себе образ дворянской няни и современного педагога.
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
В. Г. Белинский
Источник фото: ug.ru