Ученые МГПУ провели масштабное исследование феномена семейного образования. Участие в нем приняли более 1200 респондентов из разных регионов России. Одной из ключевых задач исследования было составить портрет родителя, который выбирает данную форму обучения.
Директор НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Светлана Вачкова говорит: «Нам важно понять мотивации таких родителей, чтобы определить тенденции, которые уже влияют и могут повлиять на школьное образование».
Обратим внимание, что если родители делают выбор в пользу семейного образования, то ответственность за качество образования ложится на самих родителей. Здесь принципиальная разница между домашним и семейным обучением. Домашняя форма определяется и назначается в соответствии с медицинскими показаниями.
Что не нравится родителям в школьном образовании
Согласно статистике, частыми сторонниками семейного образования выступают жители мегаполисов с высшим образованием, материально обеспеченные и активные. Как правило, они недовольны качеством школьного обучения, а в особенности организацией взаимодействия школы и семьи. Их беспокоят:
- нерациональное использование времени на уроках;
- переполненность классов;
- неготовность школы учитывать особенности детей;
- большой объем домашних заданий;
- буллинг.
По статистике, чаще всего на семейную форму переводят детей младшего школьного возраста. Как правило, их родители ищут индивидуальный подход для ребенка, гибкость в расписании, а также возможность углубленно заниматься творчеством, спортом, олимпиадами. Также многих привлекает преемственность со специализированными детсадами, работающими по методикам Монтессори, Реджио и др.
Любопытный факт: в начале 2000-х родители были сосредоточены на поиске хорошего репетитора. Сейчас же фокус сместился в сторону поиска качественной и эффективной онлайн-платформы.
О сложностях семейного образования
Существуют и сложности. К ним респонденты относят:
- нехватку живого общения;
- необходимость контролировать процесс обучения;
- отсутствие поддержки государства и понимания со стороны общества;
- высокую стоимость (по сравнению со школой);
- сложность оценки прогресса ребенка;
- непонимание соответствия школьной программе.
Кроме того, респонденты признаются, что вынуждены совмещать сразу две роли — родители и учителя. А это, в свою очередь, не всегда благоприятно сказывается на отношении с ребенком.
Отметим, что по данным Министерства просвещения, за 2021/22 учебный год число детей, получающих образование в форме семейного, выросло на 30% (во многом из-за пандемии коронавируса). При этом результаты исследования ученых МГПУ показывают, что 79% родителей, столкнувшихся с дистанционным обучением в то время, выступают против подобного формата. Так, родители признаются, что им пришлось разбираться в форматах обучения, отличающихся от привычного и казавшегося непреложным «в школьном здании от звонка до звонка».
Но в исследовании есть и более важная фиксация, которую отметила директор центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ и руководитель проекта Елена Петряева: «Обнаружена корреляция между отношением к дистанционному обучению и выбором семейного образования. Те, кто положительно относится к дистанционному образованию, и выбирают семейное образование».
Фото: Freepik