Анастасия Россинская, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, приняла участие сразу в нескольких активностях Московского урбанистического форума — 2023.
Так, 16 августа Анастасия Николаевна провела лекцию «Образовательная урбанистика: чему и как может научить город». Эксперт рассказала, как смотреть на город глазами педагога и использовать его для образовательных целей.
По словам лектора, говорить об образовательной урбанистике сегодня крайне важно: «Образование не может быть отделено от жизни. Школьники и студенты не могут оставаться только внутри классов — нужно выводить их в город.
Дело в том, что подростки часто не понимают, как применять школьные знания в жизни, а, значит, не осознают, зачем они нужны. Отсюда и скука в обучении. Кстати, мы, взрослые, многое не помним из школьной программы по этой же причине: просто потому, что не нашли применения полученным знаниям. А вот когда школьники начинают практиковать знания в реальной жизни, обучение перестает быть формальным, приходит осознанность — вот оно главное преимущество образовательной урбанистики.
Причем чаще речь идет о метапредметных (или мягких) навыках: умении анализировать, отличать достоверную информацию от ложной, общаться и так далее. Но не только — в городе можно изучать и предметные знания (к примеру, физику или химию), используя те же памятники. Почему памятники становятся зелеными, как это предотвратить, что на них воздействует в городской среде — все эти вопросы можно рассматривать за пределами класса».
А 22 августа эксперт стала модератором круглого стола «Мейкерство и соучастие в школе — труд в радость». На нем обсуждались возможности разработки программы трудового воспитания школьников, основанной на принципах соучастия. Тема особенно актуальна сейчас: с 1 сентября 2023 года вступят в силу поправки в Закон об образовании, направленные на развитие трудолюбия и трудового воспитания, а значит, ученикам важно показать, что созидательная деятельность может приносить множество положительных эмоций.
В качестве примеров участники встречи рассмотрели кейсы соучаствующего проектирования, когда подростки из Москвы и Перми под руководством профессионалов создавали проекты для своих городов. Школьники остались невероятно довольны результатами, увидев, как их проекты украсили улицы родных районов.
«Мы дорожим тем, во что вкладываемся. Когда мы видим, что благодаря нашим идеям, пусть даже небольшой кусочек района или школьного двора становится лучше, мы начинаем бережнее к нему относиться. Более того, мы видим, что наши идеи слышат — а это бесценно», — говорит о принципе работы соучаствующего проектирования Анастасия Россинская.
Фото: пресс-служба Moscow Urban Forum.