Центр аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ опубликовал результаты «Сравнительного исследования моделей карьерного роста учителей в странах мира». В исследование были включены страны, занимающие топовые позиции в международных исследованиях PISA и TIMMS: Япония, Китай, Сингапур.
Эксперты выявили, что в модели карьерного роста учителей и руководителей общеобразовательных учреждений входят несколько карьерных треков (на выбор):
- преподавание (учитель, наставник);
- руководство (заместитель директора, директор, ведомственный служащий);
- исследования (ученый).
Каждая траектория предусматривает развитую структуру карьеры: ступени, классы и подклассы.
В результате были установлены факторы и механизмы, способствующие профессиональному росту и высокой мотивации педагогов, а также удержанию лучших кадров в профессии. На основе их эксперты сделали следующие выводы:
1. Эффективные модели карьерного роста характеризуются многоуровневостью, дифференциацией должностных обязанностей и соответствующим повышением размера заработной платы.
2. Учителя имеют возможность самостоятельно управлять своей карьерой, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты и отслеживать карьерный рост при поддержке наставников и руководителей.
3. Модели карьерного роста привязаны к стандартам компетенций. В Японии, Китае и Сингапуре действуют национальные системы сертификации и оценки, а потому сам процесс продвижения по карьерной лестнице характеризуются максимальной прозрачностью.
Ранее сотрудники центра представили доклад «Лучшие практики развития карьерных траекторий педагогических кадров образовательных организаций общего образования в странах Азиатско-Тихоокеанского региона», в ходе которого поделились результатами проведенного исследования. Текст доклада размещен на платформе mentor.mgpu.ru.
Ознакомиться с исследованием подробнее можно здесь.
Фото: Freepik.