Наталья Жабина, младший научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, приняла участие во Всероссийском методическом форуме по музейным программам для подростков «Не_дети». Форум проходил с 1 по 4 августа 2023 года в Екатеринбурге. На протяжении 4 дней музейные специалисты со всей страны рассказывали о своих проектах и успешных практиках, проводили мастер-классы и обсуждали особенности работы с подростками в музее.
В первый день работы форума состоялась постерная презентация 25 проектов, которые прошли конкурсный отбор. Авторы этих проектов были приглашены на форум в качестве спикеров. В их числе была и Наталья Жабина, которая представила совместный образовательный проект МГПУ и музеев Москвы «Культура. Думать!». Рассказывая о том, как возникла идея проекта, спикер перечислила существующие дефициты музейных программ. Она подчеркнула, что авторы «Культуры. Думать!» хотели создать проект, который помог бы исправить ситуацию и подарить подросткам абсолютно новый опыт посещения культурных пространств города. Наталья Геннадьевна также упомянула принципы проекта, вспомнила забавные ситуации, которые происходили на протяжении первого сезона, рассказала, каким образом организаторам удавалось приблизить темы музейных экспозиций к интересам и запросам подростков. Видеозапись презентации проекта доступна по ссылке.
Второй день начался с дискуссии о том, кто такие современные подростки. Участие в ней приняли музейные сотрудники, исследователи и, конечно, сами представители молодого поколения. Ребята из разных городов рассказали о том, какое место в их жизни занимает музей и почему музейное сообщество не может заменить никакое другое. Большая часть дня была посвящена обсуждению сотрудничества музеев и школ в формате панельной дискуссии с авторами проектов из Владивостока, Екатеринбурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Перми и Санкт-Петербурга. Многие участники говорили о том, что формат классической экскурсии больше не является эффективным — современные подростки требуют новых форматов взаимодействия. Участники отметили, что многие недавно созданные проекты имеют скорее досуговый характер, а это значит, что образовательная роль музеев все больше меняется на развлекательную. Кроме того, очевидно снижение интереса подростков к самой музейной экспозиции и отсутствие понимания среди взрослых того, как этот интерес повысить и адаптировать тему экспозиции к потребностям тинейджеров.
3 августа Наталья Жабина провела показ фрагмента проекта «Культура. Думать!». Она представила некоторые результаты исследований Лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО МГПУ, а также рассказала, как провести образовательное событие в музее, чтобы оно развивало творческое и критическое мышление участников, а также повышало их интерес к музейной экспозиции. Наталья Геннадьевна предложила участникам встречи практический кейс: им было нужно найти точки возможного возникновения диалога и адаптировать тему экспозиции к личному опыту подростков на примере трех музеев, расположенных в разных городах России. В процессе выполнения задания участники также подумали, с помощью чего можно перевести работу в интерактивный формат.
Презентацию программы проекта «Культура. Думать!» посетило около 60 человек, участники проявили большой интерес к возможностям проведения образовательного события в музее.
Также в этот день обсуждали:
- концепцию музея как «третьего места» для подростков;
- принципы создания нескучной экскурсии;
- применение игровых форматов в музее;
- создание идеального музейного подкаста;
- медиацию в сфере культуры и другие темы.
Финальный день форума был посвящен созданию подросткового сообщества в музее. Первая дискуссия была о том, что такое сообщество и как оно складывается, а далее был представлен опыт проекта «Каскад» как устойчивого сообщества подростков, кураторов, тьюторов и художников. По итогам этих двух обсуждений участники форума собрали чек-лист «Как выстроить подростковое комьюнити и его признаки»: например, одним из признаков сложившегося комьюнити является то, что подростки сами идентифицируют себя как участников и могут представляться в обществе с использованием названия проекта. Кроме того, существование чатов «без взрослых» также является признаком устойчивого подросткового сообщества и не говорит о снижении интереса к проекту, это необходимый элемент подросткового взаимодействия.
Также в этот день уделили особое внимание культуре участия, практикам соучастия и важности не только результата, но и процесса. Форум завершился разговором об устойчивости проектов и том, как этого достичь.
Форум «Не_дети» проходил в гибридном формате с частичной трансляцией мероприятий, записи некоторых мероприятий можно найти по ссылке.
Фото: Freepik.