Top.Mail.Ru

Как и чем заниматься с ребёнком в августе

Разговоры о том, что три месяца летних каникул — слишком большая роскошь для детей, ведутся давно. И дело не в том, что кому-то не нравится, когда дети отдыхают. Просто из-за летнего ничегонеделания они не только забывают пройденное в школе, но и становятся уязвимее. Доцент МГПУ, кандидат педагогических наук, педагог-психолог Юлия Челышева раскрывает изданию МЕЛ это тему подробнее

Зачем отдыхать три месяца

«Зачем человеку каникулы, задумывался кто-нибудь?» — слова песни из известного советского фильма про Петрова и Васечкина. В России они действительно очень долгие — целых три летних месяца. Такая роскошь немногим детям позволена. Но дело в том, что изначально такие каникулы были необходимы скорее взрослым.

В СССР предполагалось, что ребенок, загруженный учебой большую часть года, в летние месяцы будет помогать как семье — заниматься физическим трудом, сидеть с младшими братьями и сестрами, — так и обществу.

В советских школах было такое понятие, как «пятая трудовая четверть»

Как правило, дети помогали по хозяйству, при чем не только дома: они еще проходили практику и летнюю «отработку» на пришкольных участках. И, конечно, ездили в пионерские лагеря или ходили в детские лагеря при школах. В лагерях было много кружков и секций. И там ребенок не просто занимался творчеством или спортом, а преследовал цель — подготовиться к отчетному концерту или выставке.

С точки зрения психологии смена деятельности действительно хорошо влияет на мозг ученика и его способность усваивать новую информацию увеличивается. Поэтому отвлекаться и переключаться необходимо. Отдых после девяти учебных месяцев ребенку однозначно нужен. Три месяца каникул не зря прописаны в СанПиН — документе, над которым работали физиологи и психологи. Вопрос лишь в том, каким содержанием будут наполнены каникулярные дни.

Свобода или жизнь

Часто бывает, что 1 июня родители со вздохом облегчения убирают в дальний ящик школьную форму, портфель и книги, а 31 августа с трудом вспоминают, в каком классе учится ребенок.

Три летних месяца он предоставлен сам себе. По данным ведущего научного сотрудника Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Полины Кузнецовой, в России наблюдается значительная летняя сезонность смертности детей и подростков: в возрасте 5−9 лет смертность в летние месяцы превышает этот показатель в среднем за год на 21%, 10−14 лет — на 32%, 15−19 лет — на 19%. То есть в июне — августе число травматических и криминальных ситуаций с участием несовершеннолетних резко увеличивается. Причем ситуация не уникальная: подростки чаще попадают в криминальные происшествия в период летних каникул повсеместно, в том числе, например, в Великобритании.

Почему так получается? Дети пытаются сами себя организовывать: личность развивается в движении, а если движения нет, его надо создать. Из-за небольшого социального опыта и отсутствия присущих взрослым естественных механизмов самоограничения школьники чаще оказываются в ситуациях, опасных для них и порой даже для окружающих.

Выход — занять ребенка учебой или контролируемым досугом. Ничего лучше для безопасности детей в их свободное время пока не придумали.

Чем заняться в августе

По данным МГПУ, если дети отдыхают два, а не три месяца, их остаточные знания составляют 40−50%. То есть в начале учебного года на адаптацию уйдет не более недели-полторы. Мозг — это мышца, которая нуждается в тренировке. Если мы долго не занимаемся спортом, то потом сложно сразу показать хороший результат. Через три месяца ничегонеделания можно заметить, что почерк стал хуже, сложнее производить в уме простые вычисления, даты и имена не всплывают «по щелчку».

Поэтому, чтобы ребенку и учителю было легче в начале учебного года входить в ритм, совсем отказываться от занятий летом не стоит. Сложность в том, чтобы вводить учебу без нажима и наставлений. Словом, задача родителей — организовать полезный и интересный досуг.

  1. Счет. Психологи отмечают особенность современных детей — у них сложно воспитывается критическое мышление и структурно-логическая деятельность. Именно на них и стоит делать упор во время выполнения летних заданий. Занимаясь математикой, не стоит углубляться в доказательство сложных теорем. Достаточно периодически решать легкие задачи на счет — это позволит мозгу взбодриться, но не перенапрячься, и не вызовет негатива у ребенка.
  2. Чтение. Что касается чтения, лучше выбирать книги, которые нравятся школьнику, а не заставлять его штудировать заданный на лето список литературы. Для развития мозга полезно чтение вслух. Во-первых, оно формирует межполушарные связи. Во-вторых, закрепляется семейная связь: дети ценят, когда мама или папа проявляют интерес к их увлечениям. Даже если взрослому кажется, что этот комикс или книжка не достойны внимания, стоит проявить уважение и терпение, чтобы у ребенка была возможность показать, чем он интересуется. К примеру, рассказывая ребенку историю, остановиться на самом интересном, вместе пофантазировать, додумать, что могло бы произойти дальше. Нарисовать вместе рисунок, собрать пазл или давно отложенную модель корабля, посмотреть научно-популярное кино, сходить в музей — подойдет любая активность. Она в любом случае для мозга полезнее когнитивной «тишины».
  3. Письмо. Однозначно не стоит заставлять сына или дочь выписывать строчки в прописи — они занимались этим последние 9 месяцев, и ничего, кроме негатива, подобные задания не вызовут. Лучше рассказать об увлекательном мире каллиграфии или о том, как по почерку можно определить характер человека. Словом, увлечь деятельностью, связанной одновременно с получением новых навыков и эмоций, на которую на протяжении учебного года у ребят не было времени.

Задавая — проверяй!

Отдельная боль родителей, особенно в начальных классах, — задания, выданные на лето учителем. Прежде чем уйти на каникулы со списком примеров, сочинений и прочих обязанностей, стоит поинтересоваться у педагога, какова цель их выполнения. Возможно, таким образом учитель хочет сократить в сентябре время на то, чтобы вспомнить пройденное в прошлом году. Или сразу перейти к изучению нового. Зная, для чего ребенку нужно корпеть над тетрадками в свое законное свободное время, родителю легче будет подобрать мотивацию для него.

Учителям же, если они хотят, чтобы их задание было выполнено не из-под палки, придется поработать над формой — сделать его более творческим. Например, не просто прочитать три текста, а составить сравнительную характеристику героев произведений, найти различия и общие черты. Так у ребенка сохранится поисковая активность, ему будет интересно, а значит, больше шансов, что работа будет выполнена качественно, а ученик получит от ее выполнения радость и пользу.

Но самое главное для учителя — еще и проверить задание в начале учебного года. К сожалению, многие забывают об этом. Ребенок старался, тратил время, силы, решал, читал, писал, а его не спросили. Обратная связь важна, благодаря ей в следующие каникулы ученик отнесся к выполнению заданий так же ответственно. Выиграют все: дети, родители и, конечно, педагоги.


Персоны



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»