Top.Mail.Ru

Бумажных книг все меньше: чем их заменить?

На бумажные детские издания падает спрос. Станут ли дети меньше читать и чем заменить заветные страницы с картинками? Редакция «Афиши» поговорила об этом с экспертом по детским книгам, заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.

Прежде всего хочется отметить, что падение покупательной способности не связано с тем, что людям не нужны книги. Идет перестроение философии потребления информации, в том числе и работы с текстом. Появляется альтернатива, она не всегда нам привычна, все принимают ее по-разному, но варианты есть, и их много.

Электронные книги

Все больше и больше книг, в том числе детских, издается в электронном виде. И это открывает новые возможности. Например, можно взять с собой сразу много книг, они не занимают столько места, сколько бумажные. Да, цифровой носитель — это, конечно, не бумага, но это те же книжки: картинки, тексты. Приверженность к бумажным книгам — это наши стереотипы, мы без них не можем, кажется, что читать именно бумажную книгу — это важно. На самом деле у электронной есть свои плюсы. Например, сделать шрифт крупнее. Многие считают, что экранное время влияет на зрение, а над статистикой — сколько людей испортили себе глаза, вчитываясь в мелкий шрифт на бумаге — задумываться как-то не принято.

Общественные библиотеки

На домашних полках места не так много, и обеспечить ребенку весь набор нужной литературы даже самые богатые родители не могут, потому что в доме просто кончится место, если ребенок много читает. И все равно встает вопрос, как их обновлять, где взять и куда складывать новые.
Я бы на месте современных родителей не забывала про такой прекрасный ресурс, как библиотека. Там можно положить перед ребенком стопку из 20 книг, чтобы он выбрал ровно то, что хочет, прочитал, вернул, взял следующую. Это тоже хороший вариант.

Кино и компьютерные игры

Вообще, будущее не за библиотекой или электронной книгой, а за разнообразием. Родитель может поговорить с ребенком и по поводу кино или спектакля, которые он посмотрел, и по поводу музейной экспозиции или компьютерной игры, в которую они вместе поиграли. Сейчас во многих играх сюжетная, мифологическая, историческая и даже информационная составляющие, да такого уровня, что это может оказаться круче и мощнее книжки. Ведь мы читаем не ради того, чтобы книга была прочитана, а чтобы ребенок развивался. А для этого ему нужно много и разного.

Книга не может быть единственным источником развития и не могла быть никогда.

Сказки и сказочники

Надо развивать умение рассказывать сказки. Это особенная практика — когда мы не читаем чужой текст, а сочиняем свой, порождаем истории. Может, это будут и не сказки, а истории, сочиненные на ходу стихи или небылицы. Ребенок в это вовлекается, так развивается его речь, формируется активный словарь. Это вообще отдельная история про мир наших фантазий, словоупотребления, умения упаковывать мысли и чувства в слова. Здесь, кстати, родителям тоже в помощь технологии. Стоит обратить внимание и на такое популярное направление, как сторителлинг. Современные режиссеры и актеры, которые занимаются искусством сторителлинга, даже предлагают свои услуги по вовлечению публики в это. Можно пойти на такую программу, научиться рассказывать свои истории. Это абсолютно точно полезно, важно и нужно. Это развивает нашу рефлексию, умение не просто красиво говорить, ведь красноречие — не главное, важно уметь проговаривать то, что мы проживаем, останавливаясь на важных моментах жизни.

Аудиокниги

Если папам и мамам совсем некогда придумывать ребенку сказки, можно поручить это умной колонке Алисе, которая умеет и готовые истории рассказывать, и сочинять их вместе с малышом.
Беспроигрышный вариант — аудиокниги. Сами родители наверняка с ностальгией вспоминают черные виниловые пластинки из своего детства с аудиоспектаклями «Али-Баба и сорок разбойников», «Алиса в Стране чудес» и многими другими. Сейчас выбор гораздо шире, на любой вкус. А самое главное, что, в отличие от просмотра мультфильмов, прослушивание аудиосказок дает детям неоценимую пищу для ума: развивает воображение, учит концентрироваться и пополняет словарный запас.
То, что книги дорожают, — это большая проблема, но она связана скорее с социальной картиной, а не с тем, что наши дети будут какими-то не такими, что мы им не додадим нашей любви. Дадим. Найдем способ.

Фото: unsplash


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»