Top.Mail.Ru

«Хулиганство» Маяковского всегда было содержательно

Профессор института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, доктор филологических наук Сергей Васильев рассказал о стиле Владимира Маяковского порталу «Научная Россия». Тезисы опубликованы в статье к 130-летию русского поэта.

Новаторство поэта проявляется в ориентированности на устную речь. Современники пытались объяснять это влиянием среды общения, говорили о «телеграфном стиле» Маяковского — торопливом, в котором порой пропускались важные части предложения. Однако у этого явления корни куда глубже: прослеживаются типологические связи Маяковского с Державиным, поэтом более ранней эпохи. И у того и у другого есть ориентация на устную речь, которая в записанном виде оказывается чем-то поражающим, непривычным.

Связь между Владимиром Маяковским и Гавриилом Романовичем Державиным, впрочем, остается именно на уровне типологии. Стиль советского поэта оригинален и самобытен. Одна из его ярких особенностей — например, опущение предлогов, использование «неверных» падежей: «Взмыв Мясницкую пашней, рвя кабель, номер пулей летел барышне». В этом предложении опущен предлог «к». Кроме того, если учитывать акцентность стиха Маяковского, становится очевидным, что рифма у него начинает играть особую роль в ритмическом структурировании. Поскольку сам ритм прихотливый, причудливый, фиксация его стиха должна быть особенно плотной и ясной, и потому для Маяковского оказываются характерными повторы звуковых комплексов, предударная рифма.

Если смотреть на этот вопрос несколько шире, то на стиль Маяковского повлияло и то, что в ранний период он думал о себе как о художнике. Он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, хотел рисовать и в стихах также опирался на зрительные образы, «картинную поэзию». Более того, футуристы, и в частности кубофутуристы, к которым Маяковский примкнул, формировались в тесной связке с открытиями художников.

Наконец, самой заметной частью стиля Маяковского был свойственный многим символистам и футуристам эпатаж. Однако это не было просто попыткой привлечь к себе внимание или же заработать средства на жизнь. «Хулиганство» Владимира Маяковского всегда было содержательно, и за маской скандальности поэт скрывал глубоко чувствующего, любящего человека, который эпатировал публику в борьбе с духовным мещанством. Это и делает поэзию В.В. Маяковского неповторимой — борьба с духовной мертвенностью людей, которые сконцентрированы лишь на материальном.

Полный текст статьи читайте в источнике.


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»