Top.Mail.Ru

Развитие ребенка и детсад: как не превратить игру в псевдоигру

В журнале «Культурно-историческая психология» Том 19. № 2 (2023) вышла статья Анны Якшиной и Татьяны Ле-ван, сотрудников лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, о стратегиях сопровождения игры в детских садах. В ней они рассказали о результатах исследования, проведенного в дошкольных группах в 2022 году.

Эксперты изучили, как педагоги понимают роль игры в развитии ребенка и выявили, какими критериями они пользуются для различения игры и псевдоигры (о том, что это за понятие мы расскажем дальше). Кроме того, исследователи выяснили, чем отличаются стратегии сопровождения игры у педагогов с разным пониманием игры и ее развивающей ценности.

Игра подменяется псевдоигрой

Педагоги, признавая ценность игры, стремятся максимально интегрировать ее в жизнь группы, что парадоксально может препятствовать развитию игры. Попытка превратить детскую игру в занятие или использовать ее для обучения часто приводит к навязыванию внешних целей, готовых сценариев, смещению акцента с развития универсальных способностей на освоение предметных знаний, что в итоге приводит к разрушению и исчезновению спонтанной игры из детских садов.

Вот почему мы все чаще наблюдаем следующее: с одной стороны, педагоги много сил вкладывают в создание игровой среды, а с другой — уровень игры дошкольников остается низким. В детских садах можно часто увидеть именно псевдоигру — то, что внешне похоже на игру (есть костюмы, игрушки, некоторый придуманный сценарий, роли), но не является игрой по психологической сути (замысел псевдоигры принадлежит взрослому, а не детям, среда провоцирует на действия исключительно в реальном поле).

Как проходило исследование

Исследование можно разделить на два этапа. Первый— наблюдение в детских садах и оценка качества образовательной среды с помощью шкалы «Поддержка детской игры», разработанной командой Лаборатории развития ребенка.

Обученные эксперты в течение трех часов наблюдали за тем, как педагоги сопровождали игру. Авторы исследования оценивали следующие показатели: материалы для игры, пространство и оборудование, время и переходы между игрой и другими видами деятельности, участие взрослого в игре, косвенная поддержка игры педагогом, поддержка детского взаимодействия.

Вторую часть составило интервьюирование. Сначала педагогам показали два видео: на одном из них была запечатлена игра, на другом — псевдоигра. Затем их попросили прокомментировать увиденное, ответив на вопросы «Как вы думаете — это игра? Почему?» и «Что развивается у детей на видео?».

Стратегии сопровождения игры у педагогов с разным пониманием игры различаются

Исследования показали, что педагоги, которые различают игру и псевдоигру, создают более благоприятную игровую среду. Они чаще включаются в совместную игру и занимают партнерскую позицию. Как правило, в таких группах есть большие промежутки для игры (1 час и более), кроме того, распорядок дня там отличается гибкостью — учитываются интересы играющих детей.

В свою очередь, педагоги, которые не различают игру и псевдоигру, и рассматривают псевдоигру как высокий уровень развития игры, создают реалистичную игровую среду в детском саду. При этом они чаще занимают отстраненную или дидактическую позиции в совместной игре. Времени на игру мало и доступные промежутки дробно разбиты. Исследователи обнаружили, что такие педагоги подчеркивают развивающую ценность псевдоигры, а вот спонтанная игра ими понимается как игра, но воспринимается скорее как развлечение или баловство, низкий уровень развития игры.

В целом условия для развития игры в большинстве дошкольных групп остаются на минимальном уровне, впрочем, были выявлены и группы с хорошими условиями для поддержки игры. Наиболее высокое качество условий для поддержки игры было в группах, где работают педагоги, высокого оценивающие развивающий потенциал спонтанной игры и отличающие ее от псевдоигры. В целом анализ условий для поддержки детской игры позволил выявить сильные стороны современных дошкольных практик: в большинстве групп детям предоставляется пространство и хотя бы минимальное время для свободной деятельности в первой половине дня (в сумме не менее 25 минут). В сравнении с данными более ранних исследований это может указывать на позитивный сдвиг, произошедший в понимании развивающей ценности свободной деятельности.

При этом также исследование позволило обозначить ключевой дефицит сопровождения игры: уровень ролевой игры у большинства педагогов чаще всего недостаточно высокий. С одной стороны, исследование показало, что вопреки распространенному мифу, педагоги играют с детьми и поддерживают игру, игра не исчезла из детских садов, с другой стороны, педагоги сами не выступают в позиции посредника в передаче игровой культуры. Это указывает на необходимость разработки программ поддержки и профессионального сопровождения играющих педагогов, создания условий в детском саду для поддержки спонтанности и педагогической импровизации.

Почему псевдоигра замещает спонтанную игру

Отечественный психолог Лев Выготский говорил, что игра — это творческое преобразование пережитых впечатлений, а не их воспоминание или прямое воспроизведение. Поэтому, если педагог считает детскую игру копированием реальности, то это чаще всего сказывается на том, какую идеальную форму игры он передает ребенку. В таком случае игра подменяется неким образцом, эталоном, что разрушает спонтанность и детский замысел, подменяя его сценарием извне.

И тогда педагог попадают в ловушку: выходит, что он использует игру для обогащения опыта, а не обогащает опыт детей для развития игры. В исследовании это проявилось в дидактической позиции взрослого, создании реалистичной среды, а также в ответах педагогов о высокой развивающей ценности псевдоигры. Такие педагоги в своей практике делают акцент на второстепенных аспектах и предметных знания.

И, наоборот, если педагог воспринимает детскую игру как акт творчества, то он признает субъектность ребенка. В основе игры для него лежат замысел дошкольника и его переживания. Как правило, в подобных группах создается полифункциональная среда, открытая детскому замыслу, есть достаточно времени на игру, поддерживается детской взаимодействие и взрослый играет с детьми как партнер.

Подробнее с исследованиями можно ознакомиться по ссылке.

Фото: Freepik


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»